Планы по развитию электрификации столичного транспорта есть, но реализуются они медленно
Загрязнение воздуха – серьезная экологическая проблема столицы. По данным исследования Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды России (Росгидромет), транспорт является вторым по величине источником этого загрязнения после энергетического сектора. В Москве на транспорт приходится около 31% общего объема выбросов твердых частиц и 55% выбросов оксидов азота. Такие показатели легко объяснить: более 90% автомобилей в России, а это около 9 млн, работают на бензине или дизельном топливе, при этом московский автопарк занимает 9% от общероссийского.
Нужно признать, что в России, в частности в Москве, к проблеме загрязнения воздуха относятся достаточно серьезно. Наша страна стремится к 2060 г. достичь углеродной нейтральности, что закреплено в стратегии низкоуглеродного развития, принятой в 2021 г. Для достижения этой цели необходимо гораздо более активно, чем это происходит сейчас, использовать вторичные энергоресурсы и внедрять низкоуглеродные технологии. В результате негативное воздействие на атмосферу будет снижаться.
Несомненно, электрификация городского транспорта помогает снизить вредные выбросы в атмосферу. Стратегия развития автомобильной промышленности России подразумевает, что доля электрокаров на автомобильном рынке должна увеличиться до 15% в натуральном выражении к 2030 г. К сожалению, сейчас она составляет всего около 1%.
Экологические преимущества средств передвижения, работающих на электричестве, очевидны: электромобили не выбрасывают в атмосферу углекислый газ. Но возникает вопрос: каковы объемы вредных выбросов, образующихся при производстве электроэнергии, которая является топливом для такого транспорта? Даже если электрокары используют для подзарядки аккумуляторов энергию от угольных электростанций (считающихся наиболее загрязняющими окружающую среду), они наносят окружающей среде меньше вреда, чем автомобили с двигателем внутреннего сгорания – это подтверждает целый ряд исследований.
В Москве электрификация транспорта реализуется в рамках проекта «Энергия Москвы». Как заявляет Департамент транспорта столицы, в Москве постепенно появляется возможность использования электрокаршеринга и электротакси. Но, на мой взгляд, в ближайшие годы это не приблизит город к решению экологической проблемы: в каршеринговых сервисах представлено всего несколько десятков электромобилей, и арендовать такую машину в разы дороже, чем большинство автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. Это объяснимо: самим каршеринговым сервисам электромобили экономически невыгодны, ведь их зарядка занимает намного больше времени, чем заправка обычного автомобиля, и требуется она чаще. Если бака бензина в среднем хватает на 600-700 км пути, то одной зарядки электромобиля – в среднем на 200 км. Эксплуатация электротакси пока только планируется, и проблемы будут теми же.
В сфере общественного транспорта активно внедряются электробусы. В Москве их уже порядка тысячи, при этом они обладают функцией ультрабыстрой зарядки – на нее уходит всего 6-10 минут. Но и электробусы подвергаются критике – из-за высокой цены их закупки и эксплуатации.
Необходима инфраструктура: без сети электрозарядных станций функционирование электротранспорта невозможно. Согласно проекту «Энергия Москвы», к 2023 г. в столице должно было появиться 600 станций зарядки для электромобилей. Однако на данный момент, по информации аналитиков, в Москве их установлено только порядка 300.
Наибольший вклад в решение проблемы загрязнения воздуха внес бы массовый переход населения на личные электромобили, но в современных реалиях это является, скорее, недостижимой целью. Несмотря на то, что правительство Москвы в 2020 г. освободило владельцев электрокаров от транспортного налога и платы за городскую парковку, а также позволило бесплатно перемещаться по платным федеральным трассам до конца 2023 г., личный электротранспорт пока популярностью не пользуется. По данным аналитического агентства «Автостат», в Москве на начало этого года было зарегистрировано всего 3 400 электромобилей при общем количестве легковых автомобилей в 3 700 000. В первую очередь, это связано с ограниченным предложением на рынке и трудностями с доступом к зарубежным зеленым технологиям. Существенную роль играет недостаточная развитость инфраструктуры для электрокаров в стране в целом. Но перспективы есть: в России уже продается несколько собственных моделей электрокаров, а также активно развивается проект инновационного электромобиля российского производства «Атом», который планируется производить серийно в 2025 г.
Есть и экологическая проблема. Как перерабатывать литий-ионные аккумуляторы? Соответствующих предприятий в России на данный момент нет. Но о планах по запуску производственно-технического комплекса по переработке таких аккумуляторов заявила компания «Русатом Гринвэй» (входит в госкорпорацию «Росатом»). Ввод объекта в эксплуатацию запланирован на конец 2024 г. Кроме того, «Русатом Гринвэй» строит завод по производству литий-ионных аккумуляторов, который с 2025 г. сможет обеспечивать батареями до 50 000 электромобилей в год.
Таким образом, планы по развитию электрификации транспорта в Москве есть, но реализуются они медленно. Говорить о масштабном замещении традиционных автомобилей электромобилями пока не приходится, и вряд ли это случится в среднесрочной перспективе. Однако дальнейшее развитие необходимой инфраструктуры и формирование привлекательного предложения электрокаров на российском рынке позволят существенно снизить загрязнение воздуха в Москве.