В Центральном федеральном округе в прошлом году был создан первый в стране рейтинг ответственного бизнеса, получивший название ЭКГ-рейтинг, поскольку в основе его лежит оценка отношения предприятий к экологии, кадрам и государству. На базе этого рейтинга во Владимирской области, опять же впервые в России, приняли закон о поддержке ответственного бизнеса. О том, как работали рейтинг и закон в уходящем году, что дают они предпринимателям, а также о наиболее успешных практиках ответственного ведения бизнеса говорили участники прошедшего в Суздале IV Владимирского инвестиционного конгресса.
ЭКГ-рейтинг, составленный Финансовым университетом при правительстве РФ и Институтом демографической политики имени Д. И. Менделеева при поддержке полномочного представителя президента РФ в ЦФО Игоря Щеголева, ФНС и Счетной палаты РФ, — это комплексная оценка «здоровья» компаний, направленная на определение уровня их благонадежности, социальной и экологической ответственности. Оцениваются степень воздействия каждого конкретного предприятия на окружающую среду, использование им наилучших доступных технологий и реализация экологических проектов (раздел «Экология»), уровень оплаты труда, собственные социальные и демографические программы, благотворительные проекты («Кадры»), а также налоговая история, деловая репутация и социальное инвестирование в регионах присутствия (раздел «Государство»).

Основное отличие российского рейтинга ЭКГ от западного ESG (экологическое, социальное, корпоративное управление) — в его акценте на социальную ответственность компаний.

— Президент подчеркивает, что государство должно поддерживать компании, которые разделяют общегосударственные ценности и не только стремятся быть лучшими в своем производстве, но и вкладываются в развитие регионов, заботятся о своих сотрудниках. Такой оценки до недавнего времени не было. В известной степени на сопоставимые цели ориентирована повестка, обозначаемая буквами ESG, но при ближайшем рассмотрении выяснилось, что это только поверхностное впечатление. Внутри заложены совершенно другие ценности, — отметил, выступая на конгрессе, полномочный представитель президента в ЦФО Игорь Щеголев.\
По его словам, у России есть свои задачи. Это экономический суверенитет, развитие общества, повышение качества жизни, решение демографической проблемы. ESG-повестка этому никак не способствовала.
Шкала ответственности бизнеса создавалась с использованием современных технологий и на основании публичных данных

- Реклама -

— Поэтому мы создали свой рейтинг, во многом инновационный. Он охватывает очень большое количество компаний. Все сопоставимые рейтинги в стране у нас включают десятки компаний, в мире это могут быть сотни или тысячи. Наш рейтинг уже за этот год охватил 100 тысяч компаний — начиная от 15 сотрудников и от 120 миллионов рублей оборота. Могу сказать, что через год в рейтинге будет уже больше пяти миллионов организаций, — уверен полпред.

Создавалась эта шкала ответственности бизнеса с использованием самых современных технологий и на основании публичных данных, прежде всего — Федеральной налоговой службы. Путем машинной обработки этих сведений все компании получили оценки и были выстроены в некий список (экг-рейтинг.рф) — с возможностью, однако, заработать дополнительные баллы и улучшить там свои позиции, заполнив прилагаемую анкету и рассказав о том, что в общей отчетности не отражается: например, о каких-то образовательных программах и так далее.

К примеру, зарегистрированная во Владимирской области компания «АБИ Продакт», несмотря на хорошее место в перечне предприятий, прошла еще и анкетирование, и теперь ее позиция в ЭКГ-рейтинге — пятая!

— Но для чего все выстроились по ранжиру? Дальше-то что? А дальше — если ты в отличниках, ты можешь рассчитывать на то, что государство будет к тебе относиться по-хорошему, — подчеркнул Игорь Щеголев. — На Петербургском экономическом форуме на такой же панели с нами был руководитель Федеральной налоговой службы, и он заметил: до появления этого рейтинга у нас с точки зрения государства все компании делились на плохие и никакие. То есть если ты плохой, то к тебе приходят самые разные люди в погонах и без. А если ты хороший, то к тебе никто не приходит, но никто тебе и не помогает. Фактически наш рейтинг все это перевернул. У нас появились хорошие компании и все остальные. И вот мы с Владимирской областью разработали такой пилотный закон, который позволяет ответственному инвестору, находящемуся на верхних позициях в рейтинге, претендовать на привилегии от государства.
Переписали 600 документов
Владимирский региональный закон «О развитии ответственного ведения бизнеса», вступивший в силу с начала 2023 года, предусматривает довольно большой пакет помощи местным компаниям, которые, по выражению президента, «демонстрируют ответственность за страну, регион и город, в котором работают». Это, в частности, сокращение сроков исполнения обращений в органы власти и к ресурсникам, налоговый вычет на реализацию инвестпроектов, преференции при предоставлении в аренду земельных участков и другое.
— Мы нормативно закрепили сокращение сроков рассмотрения различных документов. Это коснулось 34 региональных услуг, 27 муниципальных, девяти услуг ресурсоснабжающих организаций, двух услуг Росреестра. Вообще, чтобы все это реально действовало, пришлось внести изменения в 600 региональных и муниципальных документов, — дал представление о масштабе проделанной работы губернатор Владимирской области Александр Авдеев.
При этом глава региона подчеркнул, что высокие позиции в ЭКГ-рейтинге не дают компаниям права претендовать, допустим, на застройку охраняемой территории. Привилегии распространяются только на то, что находится в рамках конкурентного и законного поля, но преимущества в виде того же ускорения процедур реально позволяют бизнесу быстрее реализовывать проекты, выходить на рынок, окупать свои инвестиции и двигаться дальше.
К слову, конкурентное преимущество компании с высоким ЭКГ-рейтингом тоже приобретают.
— Мы с нашими коллегами из Федеральной антимонопольной службы на эту тему тоже поработали. Они согласились, что если компания таким образом классифицирована, то привилегированное отношение к ней законно и неоспоримо, — добавил Игорь Щеголев.
Ориентир для кадров
Опыт Владимирской области уже заинтересовал и другие регионы РФ. Аналогичный владимирскому закон принят, в частности, в Воронежской области.
— На мой взгляд, если мы хотим добиться быстрых и масштабных результатов, то нам нужно двигаться навстречу друг другу. ЭКГ-повестка позволяет нам именно такое двустороннее движение организовать, — не сомневается губернатор региона Александр Гусев.
С его слов, сегодня около 300 воронежских компаний имеют в рейтинге высокие позиции, а 1,5 тысячи находятся на среднем уровне. По признанию губернатора, поначалу, после презентации рейтинга на ПМЭФ-2023, представители регионального бизнеса отнеслись к нему настороженно, однако по прошествии почти полугода и анализа положений нового областного закона о поддержке ответственного бизнеса отношение к рейтингу изменилось. И сейчас воронежские власти, как и до них — владимирские, приводят в соответствие нормативно-правовую базу.
— Будем, безусловно, дальше развивать нашу нормативную базу, с тем чтобы она была как можно более интересна для компаний, включенных в ЭКГ-повестку, — заверил Александр Гусев.
Еще один момент, на который обратили внимание участники конгресса: лидеры рейтинга имеют серьезное преимущество перед отстающими в борьбе за кадры, и потенциальные претенденты на работу уже начали на этот рейтинг ориентироваться в поисках работодателя, предлагающего хорошую и белую зарплату, достойные условия труда и высокий уровень соцподдержки. Что подтвердил и ректор Финансового университета при правительстве РФ (одного из составителей рейтинга. — Прим. ред.) Станислав Прокофьев: «На примере студентов нашего вуза мы уже видим, что ЭКГ-рейтинг становится своего рода маяком для студентов, выпускников вузов, выпускников средних специальных учебных заведений с точки зрения выбора сферы приложения своего труда».
— Если ты добросовестен по отношению к своим партнерам, у тебя нет задолженности перед государством, ты реализуешь социальные программы, поддерживаешь национальные цели развития, которые есть в наших нацпроектах, то и государство к тебе разворачивается лицом, а не боком, — резюмировал Игорь Щеголев.
Компетентно
Александр Авдеев, губернатор Владимирской области:
— Пока законы о поддержке ответственного ведения бизнеса приняты во Владимирской и Воронежской областях, в перспективе — другие регионы ЦФО и страны. Кроме того, таким подходом заинтересовались коллеги из Беларуси. Но, к сожалению, пока не работает принцип экстерриториальности в применении этих законов. Соответственно, те компании, которые, к примеру, зарегистрированы в Воронежской или Владимирской областях, а ведут свой бизнес и реализуют проекты на других территориях, на поддержку, продекларированную в уже действующих законах, рассчитывать не могут. То есть и федеральное законодательство должно быть универсально в этой части, и региональные законодательства синхронизированы. Думаю, двигаться надо в этом направлении, потому что единые стандарты сделают ситуацию более прозрачной: из какого бы региона ни была компания — лидер ЭКГ-рейтинга, там должны понимать, что отношение к ней будет одинаковое, где бы компания ни реализовывала свой проект.

Пожалуйста, оцените материал:
[Общий: 0 Средний: 0]