Вице-премьер Виктория Абрамченко на совещании 24 января 2023 г. поручила Минэкономразвития рассмотреть возможность уменьшения штрафов для промышленности за недостижение квот по выбросам в рамках федерального проекта «Чистый воздух». Об этом «Ведомостям» рассказал представитель министерства.
«На данный момент в соответствии с полученным поручением [от Абрамченко] идет проработка вопроса относительно обоснованности размеров штрафов», – сказал собеседник.
Представитель Абрамченко подтвердила «Ведомостям» факт совещания по разногласиям по проекту закона «О внесении изменений в КоАП» в части ответственности бизнеса за недостижение квот на выбросы вредных веществ. На встречу помимо представителя Минэка были приглашены чиновники Минприроды, Минпромторга, Минэнерго и Росприроднадзора. «Законопроект еще находится в разработке», – отметила представитель Абрамченко. «Ведомости» направили запросы в пресс-службы приглашенных на совещание ведомств.
Эксперимент по квотированию выбросов в рамках проекта «Чистый воздух» проводится в 12 городах России (Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита). Он предполагает снижение вредных выбросов предприятиями в этих городах на 20% к концу 2026 г. по сравнению с показателями 2017 г. В основном в этих городах находятся крупнейшие в России металлургические предприятия.
Президент Владимир Путин в конце 2021 г. поручил ввести ответственность за недостижение или несвоевременное достижение квот выбросов, в том числе в виде штрафов, исходя из оборота таких компаний. Минприроды в начале 2022 г. предложило ввести оборотные штрафы в размере от 5 до 10% от общей выручки за предшествующий нарушению год для компаний, которые не снизят выбросы до пределов квот («Ведомости» писали об этом 31 января 2022 г.). Глава ведомства Александр Козлов говорил в ноябре, что Минприроды планирует внести законопроект в Госдуму до конца 2022 г.
Но против законопроекта выступили Минэк и Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП).
Согласно замечаниям Минэка, предложенный размер штрафов не обоснован и такая мера ответственности «повлечет избыточные риски и финансовую нагрузку для хозяйствующих субъектов». Свою позицию ведомство изложило в оценке регулирующего воздействия (ОРВ) на законопроект от 13 июля 2022 г. (копия есть у «Ведомостей»).
В этом документе размер штрафов для квотируемых объектов оценивается в диапазоне от 19 млрд до 50 млрд руб. в год. Это сопоставимо или превосходит размеры чистой прибыли таких предприятий, отмечается в ОРВ. Минэк предлагает установить размеры штрафов с учетом причиненного объектом вреда окружающей среде, а также рассмотреть возможность введения поэтапных нарастающих штрафов за недостижение квот.
Недоступность западного оборудования может помешать крупнейшим российским промышленным предприятиям достичь установленных квот на выбросы в атмосферу, говорилось в письме президента РСПП Александра Шохина вице-премьеру Дмитрию Григоренко 26 декабря 2022 г. («Ведомости» писали об этом 9 января 2023 г.). В данной редакции законопроект не может быть поддержан, а от концепции исчисления экологических штрафов из выручки предприятия следует вообще отказаться, писал Шохин.
«Ведомости» направили вопросы представителям РСПП и «Русской стали» (объединяет крупнейшие компании сектора черной металлургии), а также представителям компаний, производство которых находится в городах – участниках проекта «Чистый город», – «Норникеля», UC Rusal, «Северстали», НЛМК, ММК, Evraz и УГМК.
«Оборотный штраф – это огромная нагрузка на любое предприятие, этот инструмент не может быть мотивирующим сегодня», – сказал «Ведомостям» источник в одной из металлургических компаний. По его словам, если необходимое оборудование недоступно, то его не удастся найти вне зависимости от размера штрафа. Реально закончить сегодня только те проекты, которые стартовали давно, резюмировал он.
С ним соглашается и источник в одной из крупных промышленных компаний. «Изъятие штрафов из бюджетов компаний сократит их возможности инвестировать дальше, в том числе в экологию», – отмечает он. По мнению собеседника «Ведомостей», единственное, чем можно объяснить это, – «стремление буквально выполнить поручение президента, данное в других условиях, до спецоперации».
Применение оборотных штрафов будет возможно только после завершения эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ, т. е. не ранее 1 января 2027 г., напоминает представитель Минприроды.
По его словам, на совещании в правительстве в декабре 2022 г. представители крупных компаний – участников проекта подтвердили завершение основных мероприятий до конца 2024 г., ряд предприятий планируют завершить модернизацию в 2026 г.
«Штрафы – это не заработок [для государства], а лишь мера наказания, – подчеркивает представитель Минприроды. – Поэтому их размер не так важен, как итоговый результат – сохранение экологии, а значит, и здоровья людей».
По мнению управляющего директора рейтинговой службы НРА Сергея Гришунина, сегодня штрафы в размере 5–10% от выручки для отдельных отраслей промышленности могут нести фатальные последствия вплоть до закрытия предприятий и потери ключевых отраслей. Как считает эксперт, более уместно было бы снизить штрафы и взимать их с фактического объема выбросов, установив предельную стоимость тонны вредных веществ.
Российский крупный бизнес уже в значительной степени провел модернизацию ключевых активов либо нашел пути альтернативного импорта, говорит руководитель группы оценки рисков устойчивого развития рейтингового агентства АКРА Владимир Горчаков. По его мнению, проблема лежит прежде всего в плоскости средних предприятий, не входящих в крупнейшие холдинги. Их финансовый и организационный ресурс существенно меньше, а уровень модернизации ниже, поясняет эксперт.