Специалисты Томского политехнического университета разработали систему производства нового типа топлива — искусственных газовых гидратов. Как сообщили в пресс-службе программы Минобрнауки РФ «Приоритет 2030», в рамках которой реализуется проект, речь идет о cоединениях из газа в ледяной и водной оболочке, которые химики называют «горючим льдом».
«Направление газовых гидратов в нашем коллективе начало развиваться в конце 2021 года. За короткий срок нам удалось спроектировать и создать две системы для изготовления искусственных гидратов из метана, пропана, этана, изопропанола, углекислого газа и фреона. Мы работаем с комбинированными составами гидратов с ориентиром на широкую группу приложений. На сегодняшний день наша лаборатория является третьим в России крупным научным центром, где такое производство запущено», — рассказал руководитель проекта, профессор Павел Стрижак.
До сих пор, как отметили в пресс-службе, в тех, не слишком частых, случаях, когда используются газовые гидраты, их добывают со дна морей и океанов. Томский политех — не только третий научный центр в стране, где налажено производство газовых гидратов, но и первый, где созданы установки по их сжиганию.
Новая технология позволит применять гидраты при выработке тепловой и электрической энергии, в двигателях различного назначения с минимальным ущербом для экологии, а также при локализации и подавлении возгораний. Максимальная доля газа в готовом продукте, полученном учеными, достигает от 13% до 26% в зависимости от его типа. В одной из установок гидрат «растет» в ледяном каркасе. Во второй установке он образуется на внутренних стенках устройства. В будущем ученые планируют цикличную систему сжигания газовых гидратов совместно с низкосортным топливом.
«Также мы намерены работать над созданием мультигидратов — гидратов, состоящих из двух или трех газов. Такой продукт можно будет «программировать» — задавать определенные свойства, что позволит увеличить эффективность действия, например, при разделении сложных нефтехимических соединений и тушении пожаров. Результатов подобных исследований в мире пока очень мало, так как стабильно производить соответствующие газовые структуры объективно трудно», — рассказал еще один участник исследования, доцент Никита Шлегель.