Комиссия Законодательного собрания Новосибирской области по экологии предложила комплексно подойти к решению вопроса о развитии государственной наблюдательной сети за загрязнением атмосферного воздуха в Новосибирске.

Как отметил заместитель председателя профильной комиссии Ярослав Фролов, на данном этапе работы необходимо понять, на каком оборудовании ведется мониторинг окружающей среды, насколько он соответствует современным требованиям, как результаты мониторинга помогут в решении основной проблемы — улучшения качества воздуха и городской среды.

Приглашенные на заседании комиссии представители мэрии и Совета депутатов Новосибирска пояснили, что Новосибирск не может быть включен в программу «Чистый воздух». Для этого ему нужно еще лет пять выдавать «плохие» показатели, как это было в 2021 году. Председатель комитета охраны окружающей среды мэрии Новосибирска Мария Сидорова предложила сейчас поискать пути решения проблемы.

- Реклама -

Одна из них — устаревшая сеть стационарных пунктов наблюдения (ПН) за качеством атмосферного воздуха в городе. Она сформирована в восьмидесятых годах прошлого столетия и состоит из десяти таких пунктов, из которых только четыре установлены согласно законодательству и имеют правоустанавливающие документы. Остальные относятся к временным постройкам, которые в любой момент могут быть снесены или перемещены, если земельные участки, на которых располагаются ПН потребуются для иных целей. Кроме того, расположение пунктов не соответствует нынешнему развитию города. Так, в быстро растущем Октябрьском районе их нет вообще.

— Почему этот вопрос до сих пор не решила мэрия? Не закрепила земельные участки под ПН? — задал вопрос депутат регионального парламента Сергей Титков. — В нашем городе никакого мониторинга не нужно, достаточно выйти на улицу и глотнуть пыли. Наши избиратели — лучшие наблюдатели. Они обращаются к нам с этим вопросом. А решить его можно уборкой улиц. Надо убрать песок, реагенты, которые насыпали на дороги за зиму, и будет воздух чище.

Заместитель начальника Главного управления Западно-Сибирского Гидрометеоцентра Ирина Изотова доложила депутатам, что анализ проб в областном центре осуществляется 3-4 раза в сутки по 12 загрязняющим веществам — пяти основным и семи специфическим (фенол, формальдегид, фтористый водород, амиак, сероводород, углесодержащий аэрозоль, бензоперин, тяжелые металлы). По информации специалиста, случаев высокого и экстремально высокого загрязнения на территории города в последние годы не зафиксировано. Тем не менее отмечается рост загрязняющих веществ. Так, по данным Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора, в атмосферу города Новосибирска от стационарных источников в 2021 году поступило около 79 тысяч тонн загрязняющих веществ, что на шесть тысяч тонн больше в сравнении с 2020 годом.

— Что вообще дает нам такая информация? Мы не услышали анализ, какие основные источники загрязнения? Если решается вопрос о модернизации сети, о выделении средств на это, то необходимо понимать, а что нам даст более современное оборудование, кроме цифр, чего мы хотим добиться в результате мониторинга? — высказался депутат заксобрания Александр Барсуков.

— Как сказали коллеги-общественники, представители минприроды, данные мониторинга — это не просто справочная информация о том, хорошо у нас за окном либо не очень. Данные мониторинга в дальнейшем позволяют принимать управленческие решения по формированию комфортной городской среды. Это и дороги, и парковки, и развитие общественного транспорта, метро, газификация частного сектора, работа с промышленными предприятиями, — продолжил Ярослав Фролов. — У нас должно быть понимание, насколько получаемые данные объективны, и можем ли мы опираться на них в принятии управленческих решений. Объективный мониторинг — это аргумент для федерального центра для выделения средств на решение проблемы.

Участники заседания, принимая решение комиссии, отметили, что прежде всего мэрии необходимо актуализировать права на земельные участки, на которых стоят ПН, определиться с дополнительными земельными участками, где в перспективе можно размещать эти пункты.

— Мы попросили наших коллег формализовать ценовой показатель — определить, какие деньги должны выделяться, чтобы сеть мониторинга соответствовала современным требованиям. Далее будем решать, выходим ли мы по вопросу финансирования на федеральный уровень либо будем развивать систему мониторинга за счет консолидированного бюджета города и области, — подытожил Ярослав Фролов.

По данному вопросу, подчеркнул зампредседателя комиссии, депутаты Законодательного собрания будут работать с мэрией и горсоветом.

Пожалуйста, оцените материал:
[Общий: 0 Средний: 0]