Россия продолжает движение к углеродной нейтральности. Появляются новые инструменты, способствующие снижению выбросов парниковых газов. Эксперты полагают, что в ближайшие пять лет объем сокращений может достичь 100 миллионов тонн в год.
В 2021 году правительство России утвердило Стратегию социально-экономического развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года. Ее цель — достижение углеродной нейтральности при устойчивом росте экономики. За последний год в этом направлении был сделан ряд важных шагов.
Во-первых, чтобы бороться с изменением климата, нужно четко понимать масштаб и источник проблемы. С этого года крупные российские предприятия с выбросами более 150 тысяч тонн СО2-эквивалента в год должны предоставлять углеродную отчетность. С 1 января 2025-го к ним присоединятся компании с уровнем выбросов от 50 тысяч тонн.
Пока речь идет только о сборе данных. Как ранее отметил первый заместитель министра экономического развития Илья Торосов, закон об ограничении выбросов парниковых газов не предполагает введение каких бы то ни было сборов или налогов.
Обязательная отчетность — это первый шаг на пути введения системы квот на выбросы, пояснила «РГ» председатель Совета директоров Национального рейтингового агентства Алина Розенцвет. «Мониторинг крупных эмитентов позволит упорядочить расчет выбросов парниковых газов, понять, какие отрасли и какие конкретно компании вносят наибольший вклад в этот процесс, — отметила она. — Далее можно будет изучить, почему те или иные предприятия выбрасывают больше либо меньше отраслевой нормы. Это позволит разработать перечень рекомендаций для снижения выбросов парниковых газов в отдельных отраслях. После этого можно будет выработать отраслевые квоты, а излишки квот выставлять в виде углеродных единиц на продажу на бирже».
Для сокращения выбросов парниковых газов необходимо модернизировать производство, внедрять новые технологии. Сделать это в короткие сроки под силу далеко не всем. Поэтому на первом этапе компании могут воспользоваться инструментом компенсации выбросов. То есть одни будут снижать их, реализуя различные климатические проекты и получая так называемые углеродные единицы (объем выбросов, который удалось предотвратить благодаря климатическому проекту), а другие — станут покупать эти единицы, уменьшая уровень СО2 в своем балансе.
Все необходимые элементы для реализации такого подхода уже есть. С 1 сентября 2022 года в России заработал реестр углеродных единиц, где организации могут регистрировать свои климатические проекты. Первым таким проектом стало строительство станции на 648 солнечных батарей установленной мощностью 250 киловатт в Сахалинской области. Она позволит местному бюджету ежегодно экономить около 15 миллионов рублей на закупках дизтоплива. По итогам проекта было выпущено 96 углеродных единиц (одна единица — эквивалент одной тонны CO2). А в конце сентября на Московской бирже состоялись и первые в России торги, на которых 20 углеродных единиц были проданы по цене одна тысяча рублей за штуку.
На сегодняшний день в реестре углеродных единиц зарегистрировано 4 климатических проекта. Выпуску подлежит 439 464 углеродных единицы.
С сентября 2022 года в России начал работать реестр углеродных единиц
Востребованность таких единиц на внутреннем рынке зависит от наличия у российских компаний климатических целей и потребностей в сокращении углеродного следа производимой продукции, рассказала «РГ» директор центра зеленой экономики и энергетики ЦСР Ирина Поминова. Она пояснила, что в значительной степени этот спрос формировали компании, ориентированные на западные рынки, но «зеленые» требования возникают и на Востоке, пусть и более медленно.
Пока работа по сокращению выбросов парниковых газов не стала массовым явлением. Только у 14 процентов компаний есть климатические проекты на стадии реализации и у 3 процентов — на этапе планирования, отметила аналитик группы рейтингов устойчивого развития агентства «Эксперт РА» Анна Ларина.
«Введение механизма квотирования может стимулировать предприятия к сокращению своих выбросов и инвестициям в чистые технологии, — сказала она «РГ». — Со своей стороны государство рассматривает возможность внедрения стимулирующих мер поддержки в виде освобождения от налога на добавленную стоимость реализации углеродных единиц и единиц выполнения квоты».
Климатические проекты в России, по словам Анны Лариной, могут быть самыми разными: лесоклиматические проекты, сохранение и реабилитация водно-болотных угодий и морских зон, использование возобновляемой энергетики, повышение энергоэффективности в промышленности и строительстве, внедрение методов захвата и хранения углерода, развитие экологически чистого транспорта.
«Сейчас усилиями Института глобального климата и экологии им. академика Ю.А. Израэля идет разработка российских методологий для реализации климатических проектов. По очередности их разработки можно судить об ожиданиях относительно наиболее перспективных для России проектов, — рассказала Ирина Поминова. — В первый набор методологий, например, вошли проекты в нефтегазовой отрасли, проекты по повышению энергоэффективности, проекты для пахотных земель».
Также, по словам эксперта, к наиболее перспективным климатическим проектам в России можно отнести лесные.
Растения улавливают углекислый газ из воздуха, поэтому чем больше зелени, тем меньше СО2. По оценке Рослесинфорга, одна тысяча гектаров березово-осиновых насаждений способна ежегодно компенсировать 7,5 тысячи тонн CO2-эквивалента. Это 15 процентов выбросов парниковых газов практически любого российского целлюлозно-бумажного комбината, отметил доцент кафедры государственного управления и публичной политики Института общественных наук РАНХиГС Александр Воротников.
Цель эксперимента на Сахалине, который стартовал в сентябре 2022 года, — достичь на территории области углеродной нейтральности к концу 2025 года
«К 2024 году в России планируется привлечь до 600 миллиардов рублей инвестиций в климатические проекты, а также вовлечь в них до 15 миллионов гектаров лесов на землях сельхозназначения и до 29 процентов площади резервных лесов. Лесные климатические проекты могут быть реализованы за счет охраны лесов от пожаров и их защиты от вредных организмов, регулярного ухода, лесовосстановления и лесоразведения», — пояснил «РГ» эксперт.
Другой путь — сокращать выбросы от производственных и строительных работ. В прошлом году ДОМ.РФ заявил, что планирует реализацию пилотных климатических проектов в жилищной сфере в рамках эксперимента по снижению выбросов парниковых газов на Сахалине. По словам генерального директора ДОМ.РФ Виталия Мутко, доля выбросов парниковых газов в строительстве и ЖКХ достигает 40 процентов от общего объема выбросов по всей стране.
Сахалинский эксперимент стартовал 1 сентября 2022 года. Его цель — достичь на территории области углеродной нейтральности к концу 2025 года. Для этого в регионе предстоит перевести 145 котельных с угля на газ, увеличить до 50 процентов долю транспорта, работающего на газе и электричестве, а также увеличить долю возобновляемых источников энергии.
«На Сахалине собираются запустить прототип внутреннего углеродного рынка — это позволит обкатать его работу в пределах одной области, — отметил Александр Воротников. — Эксперимент продлится до конца 2028 года, а о желании присоединиться к инициативе уже заявили Башкирия, Хабаровский край, Иркутская и Калининградская области».
Потенциал снижения выбросов парниковых газов в России довольно большой, можно говорить о 1-10 миллионах тонн уже в этом году, отмечает Алина Розенцвет. По ее словам, в течение пяти лет объем снижения выбросов может превысить 50-100 миллионов тонн СО2-эквивалента в год, а это 2-4 процента от всех выбросов страны в 2021 году.
«Сейчас необходимо предложить налоговые льготы предприятиям, реализующим проекты по сокращению выбросов парниковых газов, например, в виде нулевого налога на имущество возводимых объектов до момента, пока такие инвестиции не окупятся за счет проданных квот, — предлагает эксперт. — Параллельно с этим необходимо разработать нормы выбросов парниковых газов для всех отраслей экономики, чтобы задать бизнесу ориентиры, на которые стоит равняться».