Этот вопрос входит в топ-3 наиболее часто задаваемых экологами, поэтому предлагаем разобраться в нем на основе анализа документов. Сразу уточним, что рассматривать будем исключительно сферу охраны окружающей среды и экологической безопасности, то есть без охраны труда, промышленной, пожарной безопасности и др.
На сегодняшний день только один нормативный правовой документ требует наличия именно приказа: в п. 18 Правил проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2019 № 891, говорится, что именно приказом организации должно быть оформлено решение о проведении инвентаризации до истечения сроков действия результатов текущей инвентаризации.
В основном в нормативных правовых актах нет прямых требований о наличии такого-то приказа, но говорится, что должно быть определено ответственное лицо. При этом согласно ст. 9 Трудового кодекса РФ все права и обязанности сотрудников предприятия в рамках трудовых отношений должны отражаться в трудовых, коллективных договорах и соглашениях. Приказом можно обязать сотрудника выполнять какие-либо новые для него обязанности только по соглашению сторон (ст. 60.2 Трудового кодекса РФ), для этого заключается дополнительное соглашение к трудовому договору, в противном случае это можно оспорить.
Фактически приказ является либо способом получения официального согласия сотрудника на дополнительные обязанности (когда он расписывается, что ознакомлен), либо способом информирования заинтересованных лиц о возложении на конкретного человека обязанностей, если это предусмотрено внутренними документами.
Вообще все обязательства в части исполнения каких-либо функций в рамках охраны окружающей среды лучше сразу отражать в трудовом договоре. Понятно, что с учетом постоянно меняющегося законодательства всего не предусмотреть, но можно составить рамочное требование и сослаться на обязанность исполнения локальных нормативных актов, к которым относятся приказы.
При этом делать «безымянные приказы» фактически бессмысленно: законодательство этого не требует, в суде они никакой силы иметь не будут, так как ответственное лицо должно иметь конкретные фамилию, имя и отчество (ФИО) и как минимум знать о своих обязанностях.
Издание приказов иногда регламентируется внутренними нормативными документами предприятия. Оформление приказов по экологии может зависеть от необходимости разработки той или иной природоохранной документации, чтобы упорядочить временный процесс.
Надо понимать, что по умолчанию руководитель предприятия в принципе отвечает за все процессы и решения, но объективно отвечать за все он физически не может. Есть определенные уровни компетенции, и поэтому обязанности должны быть распределены и конкретизированы, в том числе ответственность за какой-либо процесс следует отражать в трудовом договоре. От этого, кстати, зависит, на какое должностное лицо будет наложен штраф в случае установления нарушений. При этом периодически возникают какие-то временные ситуации, в рамках которых необходимо определить ответственное лицо.
Приказ относится к организационно-распорядительным документам. Например, именно приказом может быть организован отдел по охране окружающей среды на предприятии, увеличен штат экологов в связи с производственной необходимостью и т. д.
На время отпуска или временной утери трудоспособности приказом могут быть назначены замещающие лица. Также приказ можно выпустить для удобства представления заинтересованным органам информации об ответственных лицах, а также чтобы эта информация была всегда под рукой у руководителя.
На федеральном уровне нет требований к форме приказа, она может быть определена только внутренними локальными документами предприятия, например инструкцией по делопроизводству. Форма приказа может быть сформирована на основании ГОСТ Р 7.0.97-2016, если внутренними документами предприятия не установлено иное.
Продолжение читайте в восьмом номере журнала «Экология производства» в статье Н. В. Бирюковой и З. А. Потëсовой.