Инициатива возложит на производителей ответственность за переработку коробок, бутылок и пакетов
Производители и импортеры должны предусмотреть утилизацию поставляемых на российский рынок товаров и упаковки от них. Бизнес либо сам обязуется собирать и утилизировать такие отходы, либо должен доверить это государству, уплатив экологический сбор. Соответствующий законопроект о расширенной ответственности производителей готовится ко второму чтению в Госдуме. Целью данных нововведений станет мотивация предприятий использовать в товарах как можно меньше трудноизвлекаемых и трудноперерабатываемых материалов, а также снизить объемы пластиковой упаковки. О том, как будет работать новая система, как она скажется на ценах на товары и какие еще идеи в сфере обращения с отходами разрабатывают депутаты, «Парламентской газете» рассказал заместитель председателя Комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Александр Коган.
«Старая система не сработала»
— Александр Борисович, система расширенной ответственности производителей у нас уже есть — она действует с 2015 года. В чем главная цель нового законопроекта?
— К сожалению, ряд показателей говорит о том, что эта система работает не так хорошо, как хотелось бы. Так, мы планировали за пять лет, в течение которых проводилась реформа, получить порядка 150-180 миллиардов рублей в бюджет за счет экологического сбора и на эти средства финансировать строительство инфраструктуры для переработки отходов и получения вторсырья. А получили всего 19 миллиардов.
Во-первых, не было системы учета. Я напомню, что ответственность за утилизацию упаковки по закону несут производители товара. А их у нас больше четырех миллионов. Соответственно, встает вопрос администрирования. Во-вторых, возникло слишком много посредников — достаточно сказать, что создавались целые ассоциации, которые заключали с производителями некие договоры, потом предоставляли документацию о том, что тот или иной товар утилизирован, но при этом никогда в жизни у них не проверялось, например, наличие необходимого оборудования и соответствие доступных мощностей объемам заключенных контрактов. Так что формула «товар — отход — вторсырье — новый товар» попросту не работала.
— В чем основной смысл изменений?
— Самое главное — цифровизация. Выработка и повсеместное внедрение электронной системы тщательного учета, которая охватывала бы все этапы — от получения самих отходов до производства нового товара из вторсырья. Сдача документов, реестр утилизаторов и импортеров, учет мощностей производства, учет заключенных договоров — все это мы планируем перевести в цифровой вид, сделать более прозрачным, понятным и доступным всестороннему контролю.
Плюс я хочу напомнить, что мы в прошлом году приняли закон о ВМР — вторичных материальных ресурсах. И он гармонизирован и взаимосвязан с тем законопроектом, который сейчас готовится ко второму чтению. Закон о ВМР, по сути, предложил рынку стимулировать производство вторсырья, чтобы его потом направлять на производство новых товаров, в том числе дал предприятиям возможность признавать отходы вторичным продуктом, пригодным для дальнейшего использования.
Рост цен — меньше процента
— Как это все скажется на ценах? Вряд ли производитель удержится от соблазна компенсировать свои возросшие расходы за счет рядового потребителя.
— У нас эксперты проводили масштабное, длиной в целый год, исследование, которое как раз и было посвящено этому вопросу — взяли отдельные категории товаров и посмотрели, как изменится цена на них после введения закона о расширенной ответственности. Получилось — ловите момент — в среднем 0,38 процента. Есть более чувствительные позиции, в себестоимости которых высока доля упаковки, соки, например, другие напитки, чипсы, и так далее, но и там прогнозный рост цен колеблется либо в районе одного процента, либо совсем немного его превосходит. То есть говорить о том, что у нас у потребителей прибавится расходов, а цены на продукты из-за обязанности производителей утилизировать упаковку резко взлетят, не приходится. Согласно исследованию, молоко в тетрапаке вырастет в цене на 0,065%, макароны — на 0,034%, шины — на 0,12%.
— Если система, которую вы предлагаете, заработает в полной мере, скажется ли это на тарифах за вывоз мусора?
— Тут можно сказать по-другому — это позволит вообще не повышать тариф, а только следовать инфляции. У нас сейчас, например, 58 регионов не имеют в тарифе за вывоз мусора инвестиционной составляющей. Это значит, что в этих субъектах новая инфраструктура для обращения с отходами может только либо строиться за счет бюджета, денег в котором, разумеется, нет, либо не строиться вовсе. Либо, например, там можно специальным решением органов власти повысить тариф выше инфляции, то есть опять же увеличить финансовую нагрузку на граждан. Так вот, если система, которую мы предлагаем, заработает, необходимость в инвестиционной составляющей исчезнет вовсе. Тут либо местные власти смогут брать деньги на строительство новых заводов по утилизации и переработке мусора из экологического сбора, либо производитель сможет их строить за свой счет. То есть и простые люди от нашей инициативы выиграют — причем напрямую.