Глава Минобрнауки России Валерий Фальков в рамках встречи министров науки стран БРИКС в ЮАР предложил иностранным коллегам возможные пути сотрудничества в борьбе с ростом концентрации парниковых газов в атмосфере Земли.
«Для этого Россия готова задействовать имеющуюся в стране инфраструктуру — 17 карбоновых полигонов с уникальными экосистемами, которые расположены во всех климатических зонах. Полигоны созданы на базе ведущих университетов, что позволяет российским и иностранным студентам самых разных специальностей знакомиться с тем, как проводятся экологические исследования», — сообщает министерство.
Фальков отметил возможность создания на этих площадках специальных «климатических ферм» — зеркальных исследовательских территорий (области со схожими климатическими условиями в разных странах) для разработки и испытаний технологий контроля углеродного баланса, поглощения углекислого газа и сокращения парниковых выбросов.
«Мы готовы делиться опытом по внедрению своих наукоемких технологий и внимательно следим за тем, как развиваются подобные специализированные исследования в ваших странах. Это долгосрочная повестка, которая может объединить наши государства, и, безусловно, заслуживает самого пристального внимания», — сказал Фальков.
Как сообщалось, в феврале 2021 года Минобрнауки РФ запустило пилотный проект по созданию на территории регионов России карбоновых полигонов. Они представляют собой сеть высоко оборудованных научно-образовательных опытных площадок на базе институтов и вузов. Полигоны созданы для проведения наблюдений за потоками основных парниковых газов на территории страны, отработки технологических решений их контроля и поглощения природными экосистемами, а также подготовки высококвалифицированных кадров.
В настоящее время в России запущено 17 карбоновых полигонов — в Московской, Тюменской, Свердловской, Новосибирской, Томской, Сахалинской, Калужской, Воронежской и Калининградской областях, в Краснодарском и Приморском краях, Чечне и Татарстане.
В 2022 году на базе полигонов было разработано 14 математических моделей для анализа потоков парниковых газов. Также на базе полигонов запущено более 40 программ обучения, в том числе дополнительного профессионального образования в таких областях, как климатология, метеорология и океанография, численное моделирование, технология измерений, машинное обучение, юриспруденция, экономика.