«АиФ» продолжает серию интервью с известными экологами, учеными и государственными деятелями об охране природы, взаимодействии власти, бизнеса, науки и общества в этой сфере. Сегодня в гостях проекта «Экология России» — руководитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) Светлана Радионова.
aif.ru: Светлана Геннадьевна, в начале нашей беседы расскажите, пожалуйста, кратко основные цели и задачи возглавляемой вами службы.
Светлана Радионова: Сложно в нескольких словах рассказать, что делает наше ведомство. Основное, чем занимается Росприроднадзор — следит за исполнением природоохранного законодательства. За пользованием недрами, экологией, сохранением животного мира, в части краснокнижных животных. Следим за чистотой водных объектов, воздуха, почвы. За обращением с отходами всех классов опасности. Но не только. У нас множество функций. Также контролируем объекты, которые могут оказывать негативное влияние на экологию. Взаимодействуем с госструктурами и другими российскими и зарубежными организациями для решения вопросов в области экологии и многим другим.
Что касается основных целей и задач, мы утверждаем их перечень каждый год. Так, в 2023 году необходимо повысить эффективность контроля за исполнением поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Провести работу по профилактике нарушений, по исчислению размера вреда, причиненного окружающей среде, его предъявлению и взысканию. Также участвуем в реализации федеральных проектов. Например, оцениваем накопленный вред в рамках реализации федерального проекта «Генеральная уборка». Выявляем и пресекаем несанкционированные сбросы загрязненных сточных вод в реку Волга и ее притоки в рамках федерального проекта «Оздоровление Волги».
Большое внимание уделяем цифровизации деятельности, международному сотрудничеству, внедрению принципов клиентоцентричности. Как видите, дел у нас хватает. Если коротко — занимаемся сохранением экологии и наказываем нарушителей. Мы — контролеры.
—Безусловно, в компетенции вашей службы находится широкий спектр вопросов в области экологии и природопользования. Какие направления природоохранной деятельности для вас наиболее приоритетны?
—Здесь, как говорит наш вице-премьер Виктория Абрамченко, самое главное, чтобы граждане нашей страны жили в комфортной среде, в благоприятной экологической обстановке и дышали чистым воздухом. Мы не снижаем качество надзора за одним компонентом окружающей среды, игнорируя другой. Это всегда и чистый воздух, и вода, и ликвидация объектов накопленного вреда, и обращение с отходами, и сохранение биоразнообразия. Все важно.
Бизнес и экология: насколько совместимы эти понятия, где проходит линия смыслового разделения, когда поддержка и сотрудничество переходят к жесткой правоприменительной практике?
Мы используем различные способы взаимодействия с бизнес-сообществом для определения и достижения единых целей — минимизации негативного воздействия на окружающую среду.
Мораторий на плановые проверки продлили до 2030 года. Сделано это для поддержания отечественного производства. Я не раз говорила, что пауза на плановые проверки — это экзамен для бизнеса на осознанность. Росприроднадзор перестраивает работу, смещая акцент на профилактические мероприятия. Росприроднадзором проводится эксперимент по консультированию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Делаем мы это по поручению Президента РФ Владимира Владимировича Путина.
Кроме того, наши территориальные органы осуществляют профилактические визиты, ведут разъяснительную работу. Но вместе с налаживанием и отработкой взаимодействия мы выявляем нарушителей. Участие в экологических инициативах не снимает ответственности за совершенные правонарушения. Принцип «нарушитель — платит» поддержан на самом высоком уровне. Мы добиваемся, чтобы загрязнители возмещали вред, причиненный природе.
—Как вы считаете, представители бизнес-сообщества, являющиеся активными природопользователями, на сегодняшний день адекватно осознают свою ответственность за сохранение природных ресурсов и биоразнообразия, и экологическую безопасность в целом?
—Мы видим положительную динамику в стремлении бизнес-сообщества к взаимодействию в сфере сохранения природных и биологических ресурсов. Конечно, речь пока не идет обо всех, но многие начинают менять отношение к экологическим вопросам и работать для предотвращения нарушений. Поймите, мы все живем в нашей стране, и я надеюсь, что бизнес-сообщество заинтересовано в хорошем экологическом наследстве для будущих поколений. А тот, кто продолжает нарушать — платит.
—Роль гражданского общества в решении экологических проблем и его место в системе государственного экологического надзора? Если можно, проиллюстрируйте примерами, пожалуйста.
—Росприроднадзор открыт для любого жителя нашей страны, кто хочет заниматься экологией. Мы рады как общественным организациям, способным оказывать помощь, так и населению. Институтом общественных инспекторов, например, мы занимаемся с 2019 года, и сейчас нам уже помогают 520 человек. И это высококвалифицированные кадры. С начала года общественные инспекторы уже направили в наше ведомство 105 материалов о выявленных нарушениях природоохранного законодательства. Факты нарушений, выявленные общественными инспекторами, подтвердились по 64 материалам, что составляет 60,9%. По подтвердившимся материалам выявлено 75 нарушений обязательных требований в области охраны окружающей среды.
Росприроднадзором разработан собственный образовательный курс для общественных инспекторов. В него входят видеоролики, презентационные материалы, справочная информация и вопросы для самопроверки. Курс затрагивает вопросы получения статуса общественного инспектора, разъясняет полномочия, порядок организации деятельности, вопросы основ экологического законодательства, и другое. Все материалы вы можете найти на официальном сайте Росприроднадзора в свободном доступе.
—Насколько тесно и регулярно происходит взаимодействие с профильным научным сообществом? Каковы формы взаимодействия и статус принимаемых решений?
—Об этом я могу говорить долго. Росприроднадзором создан научно-технический совет, который формируется из работников наших структурных подразделений, а также представителей федеральных органов государственной власти, научных и общественных организаций, ученых и специалистов. Другими словами, НТС при Росприроднадзоре — это уникальная площадка, которая объединяет широкий круг экспертов. Здесь компании могут обсудить выбор экологических технологий и методик. Сейчас в состав НТС входит более 300 человек. При Совете функционируют 5 секций и 5 рабочих групп. В течение прошлого года НТС рассмотрел 24 вопроса и принял 27 протокольных решений, которые находятся в работе.
На недавно прошедшем заседании Совета мы обсудили один из самых сложных вопросов — обращение с отходами. Компании презентовали свои идеи и разработки. Важной темой стало применение закона об утилизации упаковки в рамках расширенной ответственности производителей (РОП). Также затронули вопросы модернизации производств с использованием цифровых технологий и расчёт выбросов загрязняющих веществ. Научно-технический совет — это опора Службы в принятии решений, в том числе на самом высоком уровне.
—Объективно понятно, что обеспечение экологической безопасности, связанной с антропогенной нагрузкой на окружающую среду, предусматривает активное практическое взаимодействие вашей службы с другими государственными органами и ведомствами. Такими как Министерство промышленности и торговли РФ, Минстрой России, Роспотребнадзор, Ростехнадзор и т. п. Насколько плотно вы общаетесь с коллегами, есть ли принципиальные разногласия?
-Органом, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, объекты животного мира и среду их обитания в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потребления охраны атмосферного воздуха, федерального государственного экологического контроля, является Минприроды России. Мы с коллегами делаем одно дело, все разногласия разрешаются в ходе общей работы или выходят на решения более высокого уровня. Это все рабочий процесс, выстроенный годами практики.
—Можете ли Вы оценить качество и эффективность работы территориальных органов Росприроднадзора? В чем главные проблемы, и как их можно решить?
—До сентября 2019 года в структуру Росприроднадзора входил центральный аппарат и территориальные органы в составе 62 Управлений по субъектам Российской Федерации, 6 межрегиональных Управлений, 8 Департаментов по федеральным округам и 3 морских Управления, а также 16 подведомственных учреждений.
В целях оптимизации работы мы провели реорганизацию. Сейчас в структуру службы входят помимо центрального аппарата Росприроднадзора 32 территориальных органа, из них: 30 межрегиональных управлений, 1 морское управление и Управление Росприроднадзора по Республике Саха (Якутия), а также 16 подведомственных учреждений.
Качество и эффективность работы наших территориальных органов мы систематически оцениваем. В соответствии с утверждаемым планом проводим проверки в их отношении. Главная их задача— поиск проблемных моментов и точек роста, в дальнейшем улучшение показателей работы и условий труда наших коллег. Работать всегда есть над чем.
Проблемным вопросом уже много лет, как это ни странно, являются командировочные расходы. Все помнят, я рассказывала об этом, что прожить в командировке на суточные в размере 100 рублей практически невозможно. Кроме того, существует удаленность подконтрольных объектов, отсутствие подъездных путей к ним. Выходим с законодательными инициативами, двигаемся к решению возникающих трудностей. Тестируем проведение дистанционных проверок, что поможет проконтролировать деятельность природопользователей в удаленных и труднодоступных местах без колоссальных денежных и временных затрат. Работаем.
—Что для Вас значит понятие «ответственное природопользование»?
—У меня в данном вопросе к себе гораздо больше требований, чем ко всем остальным. В моей компетенции, как руководителя, ответственное природопользование — это и повышение качества осуществления экологического надзора, и работа в области предотвращения негативного воздействия на окружающую среду, и привлечение к ответственности за причинение ей вреда, и восстановление природных и биологических ресурсов, и популяризация темы экологии, бережного отношения к природе и окружающей среде у бизнес-сообщества и граждан, и экологическое просвещение, и вовлечение людей в экологическую волонтерскую деятельность. Если в двух словах — нужно снизить оставляемый собой экологический след. Предотвратить вред, причиняемый другими.
—Ваша служба всегда будет нужна, или может наступить время, когда самосознание бизнеса и общества достигнет такого уровня, что вредить умышленно или не осознанно станет просто невозможно в принципе? Когда понятие «экоцид» станет синонимом «суицида» и самоуничтожения себя и будущих поколений?
—К сожалению, полностью не оказывать нагрузку на природу мы сможем только прекратив осуществлять какую-либо деятельность. Наша задача минимизировать риски возникновения случаев причинения ущерба окружающей среде и их последствия. Максимально сократить вероятность умышленного и неосознанного причинения вреда — это и есть наша совместная задача с бизнесом, научным сообществом и обществом в целом. Развитие наилучших доступных технологий, формирование ответственного отношения к природе — то, к чему мы стремимся.
Мы давно перестали «кошмарить» бизнес и сместили курс на профилактику нарушений. Ведем работу по внедрению удалённого экологического надзора. Цель федерального проекта «Комплексная система мониторинга качества окружающей среды» — создание к 2030 году информационного ресурса, который объединит все данные по стране о состоянии воды, почвы, выбросах и источниках негативного воздействия. Предприятия сами будут загружать информацию о влиянии на окружающую среду в электронную систему, что фактически станет заменой надзора. Будет обеспечена полная открытость бизнеса и снизится проверочная нагрузка. Мы ждём полноценного внедрения удалённого надзора.
—Говоря о будущем поколении, Росприроднадзор несколько лет занимается международной премией «Экология — дело каждого». Расскажите о бонусах для выпускников школ, которые в ней участвуют.
—Мы действительно подарили весомый бонус нашим конкурсантам, которые в этом году окончили школу. Они получают дополнительные баллы при поступлении в ВУЗ, их принимают на целевое обучение и даже дают им бюджетные места в высших учебных заведениях. Мы благодарны ВУЗам, которые откликнулись на наше предложение вот так щедро поощрить победителей, лауреатов и участников премии «Экология — дело каждого». На сегодня это пять российских университетов, включая Высшую школу экономики и РУДН, но в дальнейшем этот список будет значительно шире. Сейчас мы ведем переговоры о сотрудничестве с десятками ВУЗов. Заключая соглашения, мы выбирали «альма матер», где есть специальности и профили, связанные с экологией. Чтобы ребята, интересующиеся природоохранной темой и уже имеющие наработки в этой сфере могли за свою активность и достижения получить бонусы при поступлении.
По сути, мы хотим поддержать детей, которые выбирают профессии экологической направленности. Это наши будущие коллеги, и мы рады помочь им получить высокую квалификацию. Кроме Высшей школы экономики, о которой я уже упомянула, дополнительные баллы нашим конкурсантам начислят Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова и Национальный исследовательский Томский государственный университет. Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы предоставит одно бюджетное место, а Северный Арктический федеральный университет имени В.М. Ломоносова примет ребят на целевое обучение. Эти ВУЗы первыми открыли новые возможности для участников премии «Экология — дело каждого». И я признательна им за помощь сделать высшее образование для будущих экологов более доступным и повысить интерес абитуриентов к этой специальности. Очень приятно, что заслуги наших ребят получают высокую оценку не только членов жюри премии, но и научного сообщества. Это дает им шанс реализовать свои таланты и добиться профессионального успеха в таком важном деле, как защита экологии.