О текущем состоянии и проблемах российского рынка ESG-рейтингов
С уходом международных авторитетных рейтинговых агентств, в частности «большой четверки», в России не стало ориентиров, которые эти компании привносили. О том, что для российской ESG-повестки означает отсутствие зарубежных аудиторов, какие организации сейчас оценивают соответствие компаний принципам устойчивого развития, и для чего нужна унификация определения ESG-рейтингов – в материале «Ведомости. Устойчивое развитие» с участием экспертов рынка.
Почему массовый уход агентств – это неплохо
В 2022 г. «большая четверка» зарубежных рейтинговых агентств (Ernst&Young, KPMG, Deloitte и PricewaterhouseCoopers (PwC)) покинула российский рынок. Эти признанные во всем мире аудиторы делят львиную долю рынка ESG-рэнкинга. Между ними была серьезная конкуренция: за клиентов, за место в информационном поле, за позицию компании среди остальных. Однако их уход не сказался на российском рынке ESG-рейтингов по нескольким причинам, считает руководитель группы рейтингов устойчивого развития агентства «Эксперт РА» Юлия Катасонова: «Во-первых, ввиду его слабой развитости. Во-вторых, из-за включения международными рейтинговыми агентствами ESG-факторов в кредитные рейтинги, что пока преждевременно из-за отсутствия доказательств высокой корреляции и за рубежом, и в России, за исключением факторов корпоративного управления. В-третьих, из-за попытки регулирования рынка Банком России, где определяются аккредитованные игроки, имеющие право проводить независимые ESG-оценки».
Аудиторские компании, так или иначе, продолжают свою работу на рынке, преобразовавшись и сменив название, комментирует директор рейтингов финансовых компаний Национального рейтингового агентства (НРА) Ирина Лапко. «Наличие ESG-аудита благоприятно влияет и на развитие самой компании в области устойчивого развития, и на ESG–рейтинг, оценку которого проводят кредитные рейтинговые агентства», – отмечает эксперт.
Управляющий партнер аналитического агентства «ВМТ Консалт» Екатерина Косарева считает, что многообразие агентств и подходов породило важнейшую проблему, связанную с оценочной деятельностью – разницу в методологиях. «Разумеется, одна и та же компания не может получить сразу оценки A+ и C- от двух независимых агентств. Но вот разница между A- и B+ для инвесторов может иметь значение», – рассказала Косарева.
Уход аудиторов «большой четверки» никак не сказался на российском рынке ESG-рейтингов, поскольку эти компании никогда не доминировали на данном рынке ни в России, ни в мире, уверен руководитель группы оценки рисков устойчивого развития АКРА Владимир Горчаков. «Некоторые провайдеры оценок всплошную понизили оценки компаний из России вне зависимости от качества практик устойчивого развития в самих компаниях, – говорит он. – И те переключили свое внимание на российских провайдеров ESG-рейтингов, прежде всего – на кредитные рейтинговые агентства, которые фактически доминировали на национальном рынке запрошенных ESG-рейтингов и до февраля 2022 г. В частности, только за 2022 г. портфель вырос более чем в два раза, и эта тенденция продолжается». Эксперт также подчеркнул, что российский рынок ESG-рейтингов изначально пошел по «запрошенной» модели: это предполагает работу по запросу самой компании и работу в том числе с непубличной информацией. В этом отношении сравнивать российские и зарубежные агентства респондент считает некорректным.
Принципиально важно то, от кого исходит инициатива рейтингования, считает руководитель департамента продаж и клиентской поддержки «Альфа-Форекс» Александр Шнейдерман. «На Западе сложилась ситуация, при которой ESG-рейтинги интересуют в первую очередь инвесторов и уже затем клиентов. Сейчас вполне реально сформировать запрос на оценивание со стороны, главным образом, государства и общества». Сделать это, по мнению эксперта, возможно только при унификации методологии, чтобы исключить разночтения со стороны разных аудиторских компаний: «Зрелость рейтингования на Западе позволит не совершить аналогичных ошибок там, где институт оценивания только набирает силу».
Высокий рейтинг компании – это признание заслуг во всех направлениях устойчивого развития: экологической, социальной и корпоративной ответственности. ESG-оценка позволит справедливо оценить вклад компании, отраженный в финансовой и нефинансовой отчетности.
Как работают российские аудиторы
В России оценкой устойчивого развития предприятий продолжают заниматься компании НРА, АКРА, «Эксперт РА», а также подразделение Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). Принципиальное отличие, по мнению Катасоновой, между зарубежными и национальными ESG-провайдерами прежде всего в открытости их методологий.
«Эксперт РА»
Приведем свежий пример присуждения оценки. Так, в августе 2023 г. по собственной методологии агентством «Эксперт РА» «Сберу» был присвоен рейтинг ESG-II(a). Это означает «очень высокий уровень соблюдения интересов в области устойчивого развития при принятии ключевых решений». Кстати, «Сбер» – пока единственная российская компания, которая удостоилась такой высокой оценки со стабильным прогнозом. Выше этой оценки может быть рейтинг ESG-I, который, впрочем, не присвоен еще ни одной российской компании.
«Эксперт РА» проанализировал деятельность «Сбера» с точки трех больших блоков: E, S и G. Показатели блока E (Environmental, отношение к окружающей среде) аудиторы оценили как умеренные. Аудитор рассматривал политику в области ответственного финансирования, которая предполагает определение ESG-рисков исходя из направления деятельности клиента. Кроме того, принята во внимание работа по снижению собственного воздействия на окружающую среду (энергоэффективность, использование автоматического освещения и экологичных материалов). В блоке S (Social, общество) проанализирован принцип оплаты труда сотрудников, конкурентоспособность зарплат по рынку, а также условия труда: наличие полиса ДМС, психологическая помощь сотрудникам, льготные ставки по кредитам для персонала, наличие условий для непрерывного профессионального роста и так далее. Приняты во внимание показатели текучести кадров, а также практика ответственного финансирования, инклюзивного трудоустройства и благотворительность. При рассмотрении блока G (Governance, корпоративное управление) учтена ESG-стратегия развития банка, в том числе разнополая структура руководства, а также риск-менеджмент компании и ее информационная прозрачность.
НРА
НРА разработало три рейтинговые методологии для разных целей. Во-первых, это методология присвоения некредитных рейтингов корпоративного управления. Во-вторых, методология присвоения ESG-рейтингов (некредитных рейтингов, оценивающих приверженность компании экологическим и социальным рискам бизнеса, а также рискам корпоративного управления). И в-третьих, методология присвоения ESG-рейтингов субъектам РФ и муниципальным образованиям.
Так, в декабре 2022 г. НРА присвоило компании «Вымпелком» ESG-рейтинг в формате AA.esg, а организации ООО «Амур Золото» – ВВВ.esg. Основные моменты методологии – разделение по параметру ключевой деятельности (нефинансовые или финансовые компании, отраслевая (секторальная) диверсификация – учет специфики сектора, где работает компания, релевантные показатели (специфичные для конкретной компании), а также глубина оценки (оценка множества показателей блоков E, S и G с детализированными критериями).
«Целесообразно отметить, что методологии продолжают совершенствоваться, учитывая направленные в июне 2023 г. рекомендации Банка России по их разработке и присвоению ESG-рейтингов участникам финансового рынка», – говорит Лапко.
АКРА
АКРА также использует собственную методологию. Анализ трех блоков (E, S и G) проходит в три этапа, с использованием информации, которую предоставила рейтингуемая компания, данных из открытых источников, собственной базы данных АКРА, а также информации из зарубежных источников.
Как отмечает Горчаков, АКРА старается сохранять преемственность с подходами и лучшими практиками компаний, которые доминируют на глобальных рынках. «В частности, мы оцениваем не только наличие или отсутствие тех или иных практик устойчивого развития в компании, но и детально оцениваем уровень работы с ESG- рисками, а также для нефинансовых компаний проводим внутриотраслевое сопоставление по показателям воздействия. По последнему пункту важно отметить, что АКРА продолжает проводить сопоставление с глобальным списком компаний по 37 отраслям. Планируем сохранить этот подход в будущем», – рассказал он.
Эксперт привел пример исследования ESG-рисков финансовой организации: «Для финансового сектора, прежде всего для банков, мы смотрим на отраслевую структуру активов. Поскольку собственные ESG-риски финансовых институтов минимальны, важно обратить внимание на то, куда и на каких условиях компании вкладывают кредитные ресурсы».
РСПП
Комитет РСПП периодически обновляет ESG-индексы и Рейтинг раскрытия информации по достижению целей устойчивого развития с 2020 г. В 2022 г. в РСПП рассчитали индексы исходя из деятельности топ-100 рейтинга крупнейших российских компаний RAEX-600 и компаний, которые вошли в основной индекс Мосбиржи. Методология включает 44 показателя и 73 индикатора, которые отражают компоненты устойчивого развития. По словам президента РСПП Александра Шохина, союз готов делиться полученными наработками с другими аудиторами – для совершенствования методологии.
Как сравнить оценки
В оценках компании разными рейтинговыми агентствами существуют противоречия, считает Шнейдерман. «Возьмем тот же «Сбер». «Эксперт РА» присвоило ему рейтинг ESG-II(a), а АКРА – ESG-рейтинг ESG-B, уровень ESG-2. И там, и там уровень развития направления ESG оценивается как очень высокий». Вместе с тем, говорит эксперт, непонятно, какая из методологий сильнее и отражает устойчивое развитие банковской организации более тщательно. «Какой из этих рейтингов в наибольшей степени должен удовлетворить потенциального инвестора, крупного клиента? А стоит ли учитывать, например, первое место в ESG-рэнкинге российских компаний от международного рейтингового агентства RAEX?», – задается вопросами эксперт.
С этим согласен и Горчаков: «Это одна из главных проблем отрасли – и в России, и в мире. ESG-рейтинги от разных провайдеров не сопоставимы между собой, и пока эта проблема не имеет решения».
Набор букв и цифр в названии рейтинга – это всего лишь обозначение диапазона рейтинговой шкалы. Например, у АКРА на текущий момент 17 рейтинговых уровней. ««Сбер» попал во «вторую сверху» категорию у обоих агентств. И это хороший прецедент: при различии в методиках банк попал в почти самую высокую категорию рейтинга», – пояснил Горчаков. При этом эксперт отметил, что усилиями Банка России в части создания рекомендаций по методологии присвоения ESG-рейтингов удалось снять несколько концептуальных и процедурных вопросов. «До решения этой проблемы еще далеко, но рынок постепенно движется в эту сторону», – резюмирует он.
Поскольку рейтинговые шкалы а разных агентствах могут иметь отличия, необходимо смотреть на содержательную часть оценки, то есть на описание категории, отмечает Лапко: «На примере оценки «Сбера» рейтинги «Эксперт РА» и АКРА отражают одинаковый уровень, согласно их методологии. А инвесторы ориентируются на пресс-релизы с подробным описанием оценки ESG-компонентов, которые публикуют рейтинговые агентства».
С учетом того, что рынок ESG-рейтингов развивается пока самостоятельно, инвесторам и другим стейкхолдерам придется самим проводить сравнительный анализ по шкалами нескольких агентств, утверждает Катасонова. «Однако можно предположить, что уже скоро агентства могут начать присваивать ESG-рейтинги по шкале, предложенной ЦБ», – прогнозирует эксперт.