В среднем городской житель выбрасывает 15-17 кг старой одежды и домашнего текстиля в год
Утилизация отходов одежды и текстиля в России до сих пор не регулируется. Для того, чтобы исправить эту ситуацию, необходимо включить соответствующие коды в Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО), иначе возникают препятствия для корректного оформления документации при утилизации таких отходов. Об этом сообщил генеральный директор Российского экологического оператора (РЭО) Денис Буцаев на совещании «Отходы текстиля и обуви, ФККО», которое провела Ассоциация содействия экономике замкнутого цикла «Ресурс». Буцаев отметил, что при оформлении актов утилизации в рамках расширенной ответственности производителей (РОП) необходимо корректно идентифицировать наименование отхода согласно ФККО. Неправильное отнесение несет за собой существенные риски.
По экспертным оценкам, в России образуется более 2 млн т текстильных отходов в год. Почти все они оказываются на свалках. В среднем городской житель в год выбрасывает 15-17 кг, а перерабатывается не более 1% этого объема текстильных отходов. Чтобы регулировать их сбор и утилизацию, необходимо решить задачу классификации этой категории отходов. Тема включения соответствующего кода ФККО периодически поднимается экспертами отрасли. В частности, как писали «Ведомости. Экология», в декабре 2022 г. в ТПП состоялось совещание на тему «Отходы текстиля как ценный ресурс для формирования экономики замкнутого цикла».
Чтобы сократить образование отходов текстиля в стране, старую одежду и бывший в употреблении домашний текстиль следует максимально сохранять в обороте. Отходы в объеме не менее 40% должны уходить в секонд-хенды, уверен советник генерального директора по специальным проектам РЭО Георгий Петришин. Кроме того, чтобы максимально продлить жизнь изделиям из текстиля, необходимо развивать сервисы ремонта и аренды для этой категории товаров, считает эксперт. По его оценкам, в международной практике во вторые руки попадает не менее 40% одежды и домашнего текстиля. И только при полной утрате потребительских свойств одежду стоит утилизировать.
«Какой смысл терять добавленную стоимость и обесценивать первичные ресурсы, которые были затрачены для производства этой одежды, если ее можно направить на секонд-хенд», – отметил Петришин.
Для решения проблемы необходимо межведомственное взаимодействие, считает исполнительный директор Ассоциации содействия экономике замкнутого цикла «Ресурс» Валерия Гулимова. В частности, не существует единого органа, который бы позволил использовать все возможности по размещению тех же боксов для сбора текстиля в статусе нестационарных объектов, регулирования перехода собранного текстиля в статус отходов и учета этой деятельности.
«Регионы проявляют заинтересованность в организации обращения с текстилем в формате полного цикла – и повторного использования, и утилизации невостребованных фракций в статусе отхода. Главная цель – сократить полигонное захоронение текстиля», – рассказала Гулимова.
Переработкой бывшей в употреблении одежды и другого текстиля должны заниматься, в том числе, специальные фонды и организации, где «энтузиасты своего дела создают условия, чтобы одежду можно было передать нуждающимся людям или на переработку», заявила в июне 2023 г. заместитель председателя правительства РФ Виктория Абрамченко в интервью «РИА Новости». Вице-премьер допустила, что стимулировать людей сдавать вторсырье на переработку, поможет введение «поощрительного сбора».
По данным Росстата за 2022 г., 12,6% российских семей не могут позволить себе покупку одежды, среди многодетных семей – 16,5%, среди семей из неработающих пенсионеров – 24,4%, отметили в благотворительном фонде «Второе дыхание». Сейчас в России сбором подержанной одежды и обуви у населения заняты фонд «Второе дыхание», «Спасибо», «Лепта», «Зигзаг удачи», «Собиратор», «Мегахенд» и другие организации.