Это поможет реализовывать инвестиционные проекты, которые важны для экономики страны
Чтобы разработать новое месторождение полезных ископаемых, нужно перевести статус этой территории из одной категории, к примеру лесного фонда, в другую — промышленных земель. Сейчас на это уходит от полутора до двух лет. Не все инвесторы готовы ждать столько времени и порой просто отказываются от проектов, которые помогли бы развитию региона. Изменить ситуацию призван законопроект о сокращении срока этой процедуры, который подготовил первый зампред Комитета Совфеда по экономической политике Иван Абрамов. Подробностями сенатор поделился с «Парламентской газетой».
От излишней зарегулированности к цифровизации
Сейчас по закону, чтобы перевести землю федерального значения из одной категории в другую, нужно подать ходатайство в исполнительный орган государственной власти. Срок для принятия решения по обращению — три месяца. Правда, если заявителю дадут от ворот поворот, ходатайство должны вернуть с указанием причин, послуживших основанием для отказа, в течение 30 дней.
«Сейчас, чтобы реализовать инвестпроект в каком-нибудь северном районе, где нужно провести железную или автомобильную дорогу, необходимо перевести эту территорию из статуса лесфонда в статус промышленной земли. И на это у инвестора уйдет не меньше полутора-двух лет. А что такое на полтора года заморозить несколько миллиардов рублей?» — вопрошает Иван Абрамов. Так что некоторые проекты из-за бюрократических проволочек инвесторы даже не начинают.
Поэтому сенатор предложил ускорить процесс и рассматривать заявления о переводе земель из одной категории в другую за один месяц, а отказывать в течение 15 дней. Он особенно подчеркнул, что призывает не разрешать строить где ни попадя, а оперативно отвечать заявителю в случае отказа. Излишняя зарегулированность вредит экономическому развитию регионов, считает Иван Абрамов: «У нас сегодня полным ходом идет цифровизация, в бизнесе преобладает искусственный интеллект, поэтому надо подобные процессы оптимизировать».
Жизненная тема
Эта тема в последнее время, как говорится, на слуху, отметил Абрамов. Один из примеров — его обсуждение с губернатором Амурской области Василием Орловым масштабного проекта разработки Огоджинского месторождения угля. Там планируется строительство дорог, которые проходят по территориям земель разных категорий. Процедура их перевода займет по нынешнему законодательству много времени. А длительные сроки, кроме всего прочего, влияют на обеспеченность региона энергоресурсами, на конечную стоимость угля для потребителей. «Поэтому мы совместно с областными властями разработали проект закона», — рассказал Абрамов.
Парламентарий считает, что предложенные новации будут полезны во всех регионах, где реализуют такие большие инвестпроекты и где еще не развита инфраструктура. А таких мест в стране много. Это поможет создать там новые рабочие места, в бюджет будут идти налоги.
То, что тема жизненная, стало ясно и во время пленарного заседания Совета Федерации 22 ноября. Когда Иван Абрамов обратился к председателю Совфеда Валентине Матвиенко с просьбой дать соответствующее поручение Комитету по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, спикер инициативу поддержала.
Процедура перевода земель, которые находятся в федеральной собственности в другие категории, очень тяжеловесна и сопряжена с большим количеством согласований, которые часто бывают лишними, согласен и председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Анатолий Артамонов. «Это усложняет реализацию инвестиционных проектов на землях федерального значения. При этом если это происходит на муниципальных или региональных землях, то процедура проходит в пять-десять раз быстрее. А ведь федеральная власть должна показывать пример региональной и муниципальной, а получается наоборот», — посетовал сенатор. «Мы создаем рейтинги, определяем, где и как быстро проходят различные процедуры, а сами подаем дурной пример. Надо эту ситуацию менять», — подчеркнул политик.
В чем корень зла?
Проблемы начинаются при сборе пакета документов. Нужно огромное количество согласований, разрешений, обоснований. Вот только несколько: положительные заключения государственной экологической экспертизы, обоснование перевода земельного участка в другую категорию, финансово-экономическое обоснование целесообразности этого действия, проект рекультивации земель. Об этом рассказал зампредседателя Комиссии Общественной палаты РФ по общественной экспертизе законопроектов и иных нормативных актов, адвокат Александр Терновцев. По его мнению, необходимо корректировать именно содержание нормативно-правовых актов, регулирующих набор документов для перевода земли в другую категорию. «Сокращение сроков согласовательных процедур на этапе подготовки документов позволит ускорить процесс», — не сомневается юрист.
Усовершенствовать процедуру перевода земель из одной категорию в другую, особенно когда это необходимо для реализации инвестпроекта, давно пора, считает вице-президент Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», член Общественной палаты Нонна Каграманян. По ее словам, в бизнес-сообществе об этом неоднократно говорили, там заинтересованы в скорейшем принятии законопроекта.
В наших регионах остается немало заброшенных или используемых не по назначению промышленных земель, подчеркнула эксперт. «Основной барьер при вовлечении их в хозяйственный оборот — низкая инвестиционная привлекательность. Поэтому в «Деловой России» предлагают комплекс стимулирующих мер, чтобы вопрос решить», — пояснила Нонна Каграманян. Так, для нерадивых действующих арендаторов «заброшек» нужно ввести налоговые и финансовые обременения, ускоренную процедуру банкротства. А для бизнесменов, готовых вкладываться в развитие, напротив, понадобится поддержка, например налогообложение с понижающим коэффициентом, сниженная арендная плата, субсидированные кредиты.