Эксперты оценили воздействие вариантов климатического регулирования на экономику
Аналитики департамента исследований и прогнозирования Банка России впервые исследовали влияние климатической политики на экономику РФ до 2040 года с учетом действующих количественных ограничений экспорта. Умеренное углеродное регулирование (сокращение выбросов от сжигания на 36% от уровня 2016 года) для реального ВВП России признано «щадящим». Тем не менее при нем к 2040 году показатель опустится ниже значений сценария «бизнес-как-обычно» на 4,7%, из которых 0,3% придутся на введение внутренней системы торговли квотами на выбросы, а 4,4% — на ухудшение внешней конъюнктуры под воздействием климатической политики других стран и ограничений экспорта. Смягчить последствия от углеродного регулирования могло бы стимулирование развития зеленых отраслей в стране. Пока, впрочем, чиновники и бизнесмены, говорят о снижении затрат на низкоуглеродное развитие РФ.
Наталья Турдыева из департамента исследований и прогнозирования (ДИП) ЦБ изучила влияние на экономику России количественных ограничений торговли в рамках сценариев климатического регулирования до 2040 года. «Это первая работа, в которой введение системы торговли квотами на выбросы в России рассматривается в условиях количественных ограничений экспорта»,— пишет автор исследования. В нем, в частности, исследуются сценарии (с введением внутреннего углеродного регулирования и без него) «Базовый (бизнес-как-обычно)», «ТУР (трансграничное углеродное регулирование.— “Ъ”) умеренный» и «ТУР жесткий». Базовый сценарий предполагает исполнение климатических обязательств в рамках Парижского соглашения. «ТУР умеренный» и «ТУР жесткий» предполагают согласованные действия стран, которые позволят сдержать повышение средней температуры на планете в 2100 году в рамках 1,6°С в сценарии «Менее 2°С» и до 1,4°С — в сценарии «Углеродная нейтральность — 2050». В обоих сценариях в ЕС развивается трансграничное углеродное регулирование, прямо влияющее на российский высокоуглеродный экспорт.
Сделанные автором оценки демонстрируют, что по мере ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры и снижения цен российского экспорта влияние на него количественных ограничений отходит на второй план.
В базовом сценарии при низких ценах экспорта его объемы будут незначительно больше или даже меньше количественных ограничений. В сценарии «ТУР жесткий» почти все количественные ограничения сдерживают экспорт, энергоносители на внутреннем рынке дешевеют, а энергоемкость и углеродоемкость ВВП растут.
В таком сценарии рента от доступа на экспортные рынки, соответствующая теневой цене экспортных ограничений, может составлять существенную долю в цене экспорта (порядка 25% для нефти в 2040 году).
В жестком сценарии, где действуют ТУР и квотирование выбросов, отклонение реального ВВП РФ от базового сценария в 2040 году составит минус 11,3%, из которых 7% придутся на неблагоприятные внешнеэкономические условия, а 4,3% — на вклад внутренней климатической политики. «Без свободного доступа к глобальным зеленым технологиям амбициозная по поставленным целям климатическая политика (сокращение выбросов СО2-эквивалента от сжигания на 70% от уровня 2016 года) в рамках представленной модели может оказаться запретительно дорогой»,— заключает автор исследования.
Умеренное углеродное регулирование (сокращение выбросов от сжигания на 36% от уровня 2016 года) для реального ВВП России признано «более щадящим».
При нем в 2040 году ВВП опустится ниже значений сценария «бизнес-как-обычно» на 4,7%, из которых 0,3% придутся на введение внутренней системы торговли квотами на выбросы, а 4,4% — на ухудшение внешней конъюнктуры под воздействием климатической политики других стран и ограничений экспорта.
Во всех представленных в работе сценариях видно сокращение производства нефти и нефтепродуктов и рост в отраслях потребительского спроса, машиностроения и нефтехимии, не ограниченных в доступе на мировой рынок. «Без активной климатической политики растет углеродоемкость ВВП, увеличивая переходные и физические риски борьбы с последствиями изменения климата. Необходимой мерой по снижению риска является развитие зеленых отраслей, в том числе экспортно ориентированных»,— заключают в ДИП.
Отметим, что практика пока не согласуется с выводами экспертов. Вчера на Климатической конференции в рамках Недели бизнеса РСПП чиновники и бизнесмены сошлись в необходимости найти более дешевые методы достижения углеродной нейтральности РФ к 2060 году. Глава Минэкономики Максим Решетников подтвердил: все новые решения будут исключать дополнительную нагрузку на экономику, а основные инструменты политики до 2030 года — это снижение углеродоемкости экономики и увеличение поглотительной способности экосистем. При этом в министерстве не исключают скорого появления внутренней цены на углерод. «Судя по аргументации, плату за выбросы СО2 собираются вводить из опасения, что иначе придется давать скидки к экспортной цене»,— говорит эксперт Международного центра устойчивого энергетического развития под эгидой ЮНЕСКО Михаил Юлкин. По его словам, такой риск действительно есть, «но снижать потери лучше за счет уменьшения выбросов и углеродного следа, а не за счет изъятия средств в бюджет».