В некоторых городах «ароматы» предприятий решили устранять, переходя на технологии охлаждения коксового газа и сухого тушения шлака
Хотя предприятия стали чуть меньше дымить, люди продолжают жаловаться на неприятные запахи, поэтому надо проработать вопрос нормирования и контроля выбросов «амбре». Такое предложение включили в проект рекомендаций Комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды, подготовленный по итогам заседания комитета 26 марта с участием представителей Минприроды. С вонью уже начали бороться в некоторых городах — участниках проекта «Чистый воздух», рассказал министр Александр Козлов.
Виноват жирный уголь
В 12 промышленных городах, где в 2019 году запустили проект «Чистый воздух», за последние пять лет выбросы опасных загрязняющих веществ снизились на 250 тысяч тонн, или 13,2 процента, отчитались в Минприроды. Правда, до плана не дотянули — надо было 20 процентов.
В этих городах ввели квоты на выбросы. А также перевели шесть тысяч домов с отопления углем и дровами на газ, закрыли 13 угольных котельных, закупили 698 трамваев и троллейбусов, рассказал Александр Козлов. Предприятия вложили в модернизацию своих производств 500 миллиардов рублей — в 11 городах именно на промышленность приходится 98 процентов загрязнений.
Но для предприятий, которые не желают вносить свой вклад в очищение воздуха, наказаний пока не предусмотрели. Хотя такие поправки в КоАП в Минприроды подготовили еще в 2022 году. «Комитет ждет внесения законопроекта об оборотных штрафах за превышение квот выбросов», — обратился к министру председатель экологического комитета Дмитрий Кобылкин.
Еще в 29 городах, которые недавно добавили в программу, приступят к аналогичной работе с 1 сентября этого года. Пока готовятся — проводят сводные расчеты, чтобы потом разработать комплексные планы снижения выбросов и действовать по ним. Но уже понятно, что с ними будет еще сложнее, чем с первыми двенадцатью, считает Козлов. Если старые города — это промышленные центры, то среди новых только в семи воздух загрязняют большей частью предприятия. Еще в 16 дымят в основном частный сектор и ТЭЦ, а в пяти — транспорт, сказал министр: «Например, я летал в Кызыл, и там 18 тысяч домовладений, которые топятся углем марки «Ж». Это жирный уголь, как будто с мазутом по составу». Так что, хочешь не хочешь, придется перевести жилой сектор на газ.
По словам Козлова, понадобятся большие вложения, в том числе регионов и муниципалитетов. Есть у них деньги или нет и какая им нужна помощь федерального Центра, предстоит выяснить.
Все еще дурно пахнет
Из разных городов от людей продолжают поступать жалобы на неприятные запахи, рассказал Дмитрий Кобылкин. «В связи с этим требуется дополнительно проработать вопрос нормирования и контроля выбросов загрязняющих веществ, обладающих неприятными запахами», — говорится в проекте рекомендаций комитета заинтересованным ведомствам.
Министр сообщил, что в городах — участниках проекта «Чистый воздух» уже ищут источники выбросов дурнопахнущих веществ. «Была договоренность, что в рамках программы мы должны разрабатывать мероприятия по их снижению, а в ряде случаев — полному исключению», — сообщил Козлов.
Например, рассказал он, в Нижнем Тагиле и Новокузнецке начали использовать технологию конечного охлаждения коксового газа, в результате чего сотни тонн дурно пахнущих веществ больше не беспокоят людей. А в Липецке и Череповце металлургические предприятия внедрили метод сухого тушения шлака, исключив тем самым выбросы сероводорода.
Молчуны ждут отсрочки
Возникла и еще одна проблема. Далеко не все предприятия I категории опасности — а они влияют на окружающую среду сильнее всех — получили комплексные экологические разрешения, где указаны природоохранные требования к ним. Хотя сделать это надо до 1 января 2025 года. Если они не поторопятся, с нового года плату за негативное воздействие на окружающую среду, если речь идет о вредных выбросах в воздух, станут умножать для них на сто.
Пока из примерно шести тысяч предприятий документы получили только 509, рассказал Козлов. Еще 3765 компаний сообщили в Росприроднадзор, когда подадут заявки. А 1200 вообще ничего не сделали.
По мнению первого зампреда экологического комитета Владимира Бурматова, молчуны рассчитывают, что в конце года Правительство предложит перенести вступление нормы в силу. Но депутаты категорически против, отметил он — все-таки речь идет о сохранении окружающей среды и здоровья людей.
«Вместе с Минприроды и Росприроднадзором пришли к выводу, что причин для продления сроков, о чем уже говорят отдельные компании, нет, — подчеркнул Кобылкин. — Неполучение комплексного экологического разрешения закончится только мерами ответственности для бизнеса».
Как рассказал министр, для работы с предприятиями по поручению вице-премьера Виктории Абрамченко Минприроды создало штаб, куда вошли разные ведомства. Там разделили все шесть тысяч предприятий по отраслям и оповещают «свои» компании о необходимости поторопиться.
Депутаты тем временем запросили информацию в регионах. «Из этих 1200 предприятий мы нашли 70 процентов, передадим контакты в Минприроды», — сказал зампред комитета Александр Коган.
Кроме того, отметил он, проблемы возникли и у организаций, которые честно пытаются оформить разрешения. В комитете выяснили, что в среднем на это требуется около четырех попыток и 4,5 месяца. По 40 процентам заявок предприятиям вообще отказали по «формальным признакам», не рассмотрев заявки по существу. Депутаты попросили ведомство проанализировать причины отказа.
В Минприроды тоже получали жалобы на оформление документов, признал Козлов. Он пообещал проанализировать ситуацию на очередной встрече штаба.