На круглом столе, организованном фракцией «Новые люди» в Госдуме, депутаты, крупные ритейлеры, представители исполнительной власти и общественных организаций обсудили эффективные подходы к минимизации пищевых отходов.
Наряду с разумным импортозамещением продовольственная безопасность страны предполагает рациональное, экономное расходование имеющихся ресурсов. Особенно это касается продуктов питания, которые утратили свои первоначальные потребительские свойства из-за скорого истечения срока годности, повреждения упаковки и других изъянов, возникших в процессе переработки, хранения и транспортировки. Эта проблема, с которой сегодня сталкивается, в частности, крупный ритейл, стала темой для серьезного разговора законодателей и участников рынка. «В настоящее время пищевые отходы составляют 17,9 миллиона тонн в год, из которых значительная часть приходится на розничную торговлю и сектор общественного питания», — отметил председатель комитета по малому и среднему предпринимательству Госдумы Александр Демин.
Основная цель круглого стола — поиск новых подходов к сокращению пищевых отходов в России. К обсуждению было представлено немало новаторских идей, включая изменение формата маркировки продуктов для улучшения информированности потребителей о сроках годности товаров, что особенно актуально.
«Сама идея круглого стола была сформулирована после исследования, посвященного потенциалу снижения доли отходов в ритейле при изменении формата маркировки даты изготовления и даты окончания срока годности, — пояснил заместитель председателя думского комитета по экологии Георгий Арапов.- Этот метод стоит недорого и потенциально может быть внедрен в торговых сетях, а также использоваться для работы с поставщиками».
Например, такой пилот был запущен и успешно апробирован сетью «Перекресток» (входит в Х5 Group). Его итоги удовлетворяют — сеть уже получила промежуточные результаты и оценила эффект от изменения цифровой маркировки срока годности, что привело к снижению количества пищевых отходов. А покупатели, в свою очередь, оценили удобство и понятность маркировки, что помогло им сделать правильный выбор при принятии решений о покупке. Поставщики в свою очередь отметили, что унификация подхода к маркировке упростит работу их бизнеса, поскольку требования к ней едины у всех торговых сетей и ее внедрение не несет дополнительных затрат. Зачастую маркировка сроков годности «словами» используется для привлечения внимания покупателя, чтобы дополнительно подчеркнуть свежесть товара, хотя по факту она ничем не отличается от сопоставимого товара со сроками годности, промаркированными в цифровом виде.
«Казалось бы, простой подход — унифицировать формат указания даты изготовления и окончания срока годности в виде ДД.ММ.ГГ, однако он приводит к конкретному результату, — прокомментировал заместитель генерального директора ТИАР-Центра Антон Брежнев. — Многие производители информируют покупателя по-другому, например, «годен в течение 5 суток». Унифицированная маркировка более привлекательна для покупателей, персоналу с ней удобнее работать, товар может быть реализован быстрее, поставщику не требуется переналадка оборудования, если требования к формату едины для всех. Как итог, магазину не приходится его списывать. Благодаря такому простому действию, объем пищевых отходов уменьшается».
Практика спасения еды существует во всем мире. Однако сегодня многие магазины и точки общественного питания регулярно выбрасывают продукты с истекшим сроком годности или поврежденной упаковкой. Как перестать выбрасывать еду? У участников круглого стола мнения сошлись: шире развивать фуршеринг (образовано от английского выражения foodshare, дословно — «делиться едой», прим. ред.).То есть, не выбрасывать еду, а делиться с нуждающимися — распределять продукты с истекающими сроками годности (обычно за 2-4 дня). С одной стороны — это предотвращение пищевых отходов в торговых сетях, магазинах, кафе, ресторанах, а с другой — эффективный инструмент в борьбе с бедностью.Только в текущем году благодаря усилиям АНО «Фудшеринг» удалось спасти и распределить среди нуждающихся более 100 тонн продуктов.
Причем тренд на фудшеринг активно поддерживают и бизнес, и потребители. Аналитики ТИАР-Центра уверены, что суммы, потраченной на выброшенные продукты, хватило бы на то, чтобы помочь людям, живущим за чертой бедности.
При этом есть проблема — неурегулированность фудшеринга на законодательном уровне. Необходимо разработать документы, которые могли бы устанавливать конкретные требования к данному виду деятельности и к реализуемой пище такого рода. Участники круглого стола выразили единую позицию о необходимости федеральной поддержки фудшеринга. Прозвучало предложение рассмотреть возможность введения налоговых льгот для компаний, ограничивающих пищевые отходы. Оно будет досконально проработано комитетом по малому и среднему предпринимательству Госдумы с привлечением экспертного сообщества и заинтересованных ведомств.
Также, по мнению участников встречи, дополнительного изучения с точки зрения безопасности потребует идея о переработке просроченных продуктов для использования в корм для животных.
Особый акцент на круглом столе был сделан на потенциале фудшеринга для общества и экологии. «Фудшеринг — это, в первую очередь, про экологию, а уже во вторую — про социальную помощь. Нам необходима поддержка данной инициативы на федеральном уровне. Уже видно, что фудшеринг может стать частью замкнутой экологии. Поэтому мы предлагаем внести понятие фудшеринга в готовящийся законопроект по экологии замкнутого цикла», — пояснила Александра Кумпан, исполнительный директор АНО «Фудшеринг».
«Сегодняшнее мероприятие является важным шагом к достижению цели по сокращению захоронения отходов на 50% к 2030 году, поставленной президентом России. Мы уверены, что совместными усилиями бизнеса, общественности и государства мы сможем достичь поставленных целей», — подытожил Георгий Арапов.
По итогам обсуждений фракция «Новые люди» поддержала инициативу по маркировке и рассмотрит варианты законодательных изменений.