Каким опытом они могут поделиться друг с другом
Решение задач устойчивого развития с одной стороны требует тесного межгосударственного сотрудничества, но с другой – не может не учитывать национальные интересы, которые сильно разнятся для стран в зависимости от уровня развития и структуры их экономик. Один из путей разрешения данного противоречия – создание «блоковых» ESG-стандартов для объединений государств со схожими типами экономик и зеленых задач. Именно по такому пути идет БРИКС, объединяющая крупнейшие развивающиеся экономики мира.
Межгосударственная ассоциация БРИКС была создана в 2006 г., тогда в ее состав вошли Бразилия, Россия, Индия и Китай, позднее к ним присоединилась ЮАР. В этом году членами БРИКС также стали ОАЭ, Египет, Иран и Эфиопия. Население государств БРИКС составляет около 3,5 млрд человек или более 40% населения мира. БРИКС обеспечивает 31,5% мирового ВВП по паритету покупательной способности и обходит по этому показателю G7.
Развитию ESG-повестки в рамках БРИКС Россия придает первостепенное значение. Так, на одном из важнейших отечественных международных мероприятий, Восточном экономическом форуме, осенью этого года вопросам устойчивого развития была посвящена специальная сессия, на которой выступили представители Бразилии, Индии, Китая и ЮАР. Стратегическая задача – выработать общие подходы и разработать единые для стран БРИКС ESG-стандарты.
У каждой из входящих в объединение стран есть свои интересные наработки в области ESG, что позволяет наладить обмен опытом и добиться прогресса в данной сфере. Можно проанализировать, чего добились в данной сфере «старые» участники БРИКС – о странах, вступивших в объединение в этом году известно меньше, на налаживания межгосударственного взаимодействия по зеленой повестке в рамках союза, очевидно, просто не было достаточного времени.
Китай
Китай вносит существенный вклад в мировую эмиссию парниковых газов, и перспективы реального снижения выбросов уходят далеко за 2030 г., оценивают положение КНР на рынке устойчивого развития аналитики из Национального рейтингового агентства (НРА). Тем не менее, Китай предпринимает значительные шаги к достижению углеродной нейтральности. Так, в 2023 г. страна перезапустила политику в области устойчивого развития.
Кроме того, КНР стала крупнейшим рынком зеленых облигаций, в стране утверждена стратегия по сохранению биоразнообразия, происходит освоение новых зеленых технологий, в том числе – по производству возобновляемой энергии.
Китай сегодня – мировой лидер по возобновляемым источникам энергии (ВИЭ) и производству электромобилей. Уже в конце 2023 г. в Китае производство ВИЭ превысило половину всей мощности. Всего за 6 лет с 2017 г. по 2023 г. китайцы выпустили и приобрели 18 млн электромобилей, по данным BloombergNEF. Это половина мировых продаж, отмечает руководитель направления «Промышленность» Института технологий нефти и газа Ольга Орлова.
Китай – безусловный лидер с точки зрения как объемов рынка, так и детализации стандартов ESG среди стран БРИКС, утверждает руководитель группы оценки рисков устойчивого развития АКРА Владимир Горчаков. Недавно Россия и Китай приняли правила и рекомендации раскрытия нефинансовой (ESG) отчетности.
Индия
В Индии направление устойчивого развития в первую очередь связано со сферой энергетики. Страна – третий по величине потребитель энергии в мире и быстрорастущая экономика с высокой долей населения активного возраста. Большая часть энергетических потребностей Индии удовлетворяется за счет ископаемого топлива, растущий спрос на энергию и высокая зависимость от импорта создают серьезные проблемы с энергетической безопасностью, считает профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Михаил Аким.
Но страна поставила амбициозные цели увеличить долю ВИЭ в энергобалансе до 50% уже к концу десятилетия и уже совершила громадный прорыв в солнечной генерации, увеличив соответствующие мощности в 2022 г. на 39,3% и став четвертым в мире крупнейшим производителем солнечной энергии. По словам Акима, индийские новаторы разработали ряд прорывных решений в области повышения эффективности солнечных систем, децентрализации ветровой энергии, повышения энергоэффективности сетевого комплекса, масштабирования систем мониторинга загрязнения воздуха, производства биотоплива, систем хранения энергии и т. д. Эти инновации являются масштабируемыми и доступными.
У Индии все предпосылки, чтобы стать мировым лидером по производству зеленого водорода. Поставлена задача выйти на объем производства не менее 5 млн т водорода ежегодно к 2030 г.
На текущий момент Индия занимает второе место в мире по выпуску устойчивых облигаций среди развивающихся стран, государство сотрудничает с международными инвестиционными организациями. Страна стала крупнейшим получателем зеленого финансирования многосторонних банков развития ($3,7 млрд) среди стран с низким и средним уровнем дохода по итогам 2022 г.
В 2019 г. Министерство по корпоративным делам Индии выпустило Национальные руководящие принципы ответственного ведения бизнеса (NGRBC), направленные на защиту окружающей среды, прав человека, трудовых прав и других фундаментальных элементов устойчивого развития. Их должны соблюдать все компании, которые инвестируют или работают в Индии, отмечает научный сотрудник Центра Россия-ОЭСР Президентской Академии Кирилл Черновол.
Бразилия
Бразилия считается перспективной для ESG-инвестирования, особенно под проекты чистой энергетики. В рамках инвестиционной программы Global Gateway Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) и Banco Santander выделят кредит в размере 300 млн евро для поддержки установки серии небольших солнечных фотоэлектрических электростанций.
«Бразилия демонстрирует достаточно высокий уровень реализации ESG-практик, так как является реципиентом международных инвестиций, например, в проекты по спасению лесов Амазонки», — подчеркнул научный сотрудник Центра Россия-ОЭСР Президентской академии Иван Ермохин.
Бразилия стала одной из первых стран за пределами Евросоюза, где внедрена обязательная отчетность по «свежим» МСФО S1 и S2.
ЮАР
В ЮАР ESG-повестка сосредоточена главным образом вокруг темы климатической безопасности. Как одна из наиболее экономически развитых стран континента, ЮАР поддерживает мировую инициативу по энергопереходу, управлению климатическими рисками, а также стремится к лидерству в производстве зеленого водорода.
В рамках межстранового сотрудничества Нидерланды и Дания запускают Южноафриканский фонд зеленого водорода, $1 млрд выделят на разработку и строительство крупномасштабных объектов соответствующей инфраструктуры, в рамках другого соглашения Германия поможет в развитии рынков, облегчении импорта и установлении связей между производителями зеленого водорода в ЮАР и их технологическими партнерами.
Тренд зеленого строительства также характерен для Южно-Африканской республики. Так, IFC и Absa Partner расширят финансирование зеленых зданий в ЮАР. IFC предоставит кредит в размере до $236 млн для расширения банком программы жилищных и коммерческих кредитов, а также ипотечного финансирования зеленых зданий и поддержки зеленой сертификации недвижимости.
Россия
В России продолжается работа по формированию отечественной регуляторной базы в области устойчивого развития, причем по разным направлениям – вовлеченность в тему ESG в нашей стране эксперты единодушно характеризуют как высокую. Появляются новые зеленые финансовые инструменты, в частности зеленые облигации при участии крупных участников, например банка ДОМ.РФ. С каждым годом усиливается контроль со стороны государства за выбросами компаний. Впрочем, введение обязательной нефинансовой отчетности пока не планируется.
Бизнес проводит первые сделки на углеродном рынке и реализует другие инициативы совместно с региональными властями. Разработаны метрики для оценки вклада бизнеса в устойчивое развитие регионов.
В России внедрены «социальная» таксономия и отечественная сертификация системы ESG-рейтингования. На зарождающемся углеродном рынке бизнес проводит первые сделки, финансирование привлекает так называемая зеленая недвижимость.
В России уровень внедрения и прозрачности стандартов ESG находится на высоком уровне – при относительно небольшом объеме самого рынка, оценивает Горчаков на основании исследования агентства «ESG-финансы и отчетность в странах БРИКС: общие знаменатели».
Зоны развития
Среди трендов, которые определяют продвижение ESG-повестки в том или ином регионе мира, наиболее перспективным опрошенным экспертам видится сотрудничества в области рынка добровольных углеродных единиц и развитие регулирования.
По прогнозам Центра Россия-ОЭСР Президентской академии, к 2030 г. в мире ожидается рост спроса на углеродные единицы более чем в 15 раз, а к 2050 г. – вплоть до 100-кратного роста спроса.
«Сотрудничество стран БРИКС могло бы позволить повысить доверие к рынку углеродных единиц, создать инструменты для привлечения капитала в реализацию климатических проектов», – комментирует Ермохин.
Вовлеченность в ESG-повестку показывают как традиционные члены БРИКС, так и новоприсоединившиеся. «В Бразилии, России, Китае, ЮАР разработаны стандарты устойчивого финансирования. В Египте принято руководство по устойчивым суверенным займам, в ОАЭ – руководство по устойчивым финансам, которое со временем должно превратиться в национальные стандарты», – говорит Черновол. В этой области, по мнению Горчакова, определяющим трендом станет постепенный переход от рекомендуемой к обязательной нефинансовой отчетности, а также адаптация международных стандартов отчетности под местную специфику (например, в Китае, России и Индии).
Кузницы кадров
Взаимная интеграция и обмен опытом в практиках устойчивого развития, в том числе внедряемых в сфере высшего образования, проходит сначала на уровне ведущих вузов, а позже и в большинстве университетов стран БРИКС.
В марте 2024 г. опубликовано исследование НРА и агентства ESG Consulting, которое показало, что вузы стран БРИКС активно внедряют ESG-принципы в свои учебные программы. Интеграция повестки ESG в системы образования позволяет качественно повысить знания нового поколения специалистов о целях и принципах устойчивого развития, ответственного ведения бизнеса и управления территориями, а также возможности их практического применения в разных секторах экономики.
Требованием времени для систем высшего образования стран БРИКС становится распространение практико-ориентированного подхода в образовании, которое предполагает активное участие партнеров из бизнеса, органов государственной власти и некоммерческих структур не только в качестве «заказчиков» специалистов устойчивого развития, но и обучения студентов лучшим и перспективным ESG практикам, говорится в исследовании.
«Обмен опытом между вузами стран БРИКС, заимствование лучших практик в рамках ESG-повестки, также позволит получить новое поколение молодых специалистов, которые будут активнее вовлекать компании и государственные органы стран БРИКС к внедрению устойчивого развития в экономике, госуправлении и социальной сфере», – комментируют эксперты НРА.