Почему ESG-повестка в России остается актуальной для крупного бизнеса и даже небольших проектов
В современном мире растет роль экологических стандартов в формировании бизнес-стратегий компаний. Ответственное отношение к окружающей среде становится не только моральным выбором, но и экономической необходимостью. Это повышает конкурентоспособность компании на рынке, укрепляет ее репутацию среди потребителей и партнеров. Кроме того, возникает возможность получения различных бонусов в виде, например, налоговых льгот или грантов для экологически ориентированных проектов.
Первоначальные инвестиции в модернизацию производства и внедрение чистых технологий, конечно, могут быть существенными. Но игнорирующие экологические стандарты компании рискуют потерять долю рынка и столкнуться с репутационными потерями, а также с судебными исками за вред окружающей среде. Таким образом, инвестиции в экологическое совершенствование производства являются не столько вопросом текущей выгоды, сколько необходимостью для долгосрочного успеха и стабильности бизнеса на рынке. И стратегии современных компаний, стремящихся к устойчивому развитию, как правило, предусматривают такое финансирование.
Речь идет не только о соответствии нормам и законодательству, но и о формировании нового подхода к деятельности компаний, ориентированной на осознанных потребителей. Прозрачность экологических практик становится ключевым фактором привлечения инвестиций, особенно в секторе зеленых технологий, где ставки на инновации высоки.
В текущей экономической ситуации вопросы, связанные с устойчивым развитием, вызывают споры: актуальна ли ESG-повестка для российских предприятий в условиях санкций и разрыва привычных деловых контактов с европейскими партнерами. Тем не менее, преодолевая различные препятствия, как внешние, так и внутренние, тренд на устойчивое развитие не только удержал позиции, но и расширяется внутри страны. Так, например, создание комфортной городской среды – часть реализации ESG-концепции: создаются и растут экосистемы, нацеленные на совершенствование пространств мегаполисов. Одна из них – Misty, над которой мы работаем, экосистема стремится создать инфраструктуру, способную закрыть большую часть потребностей жителя большого города.
Переход к зеленому производству вышел за рамки имиджевой необходимости поддерживать связь с западными партнерами. Российские компании, несмотря на все сложности обязательств в области ESG, не отказались от них, активно продвигая его ключевые аспекты: охрану окружающей среды, социальную ответственность и управленческие инициативы. Например, в компании Unilever, использующей в производстве своей продукции биоразлагаемые материалы, продолжается работа в этом направлении с контрагентами для обеспечения устойчивости на всех уровнях цепочек поставок.
Другой пример – золотодобывающая компания «Полюс», которая ежегодно публикует открытый водный отчет. Не секрет, что глобальный доступ к водным ресурсам становится ограниченным. В этом контексте действия промышленных предприятий, использующих водные ресурсы, привлекают особое внимание экспертов, которые стремятся оценить, как компании влияют на доступность воды. Их оценки помогают бизнесу выстроить необходимые стратегии, чтобы оптимизировать потребление водных ресурсов. Так, благодаря системе замкнутого цикла «Полюс» возвращает для вторичного использования до 93% воды.
Таким образом, интеграция зеленого подхода в стратегию развития компаний – не только средство достижения внешнего признания, PR-инструмент, но и фундаментальная необходимость внутреннего развития. В России, стране с богатыми природными ресурсами и мощным промышленным сектором, вопросы устойчивого развития особенно актуальны. На фоне глобальных климатических вызовов и экологических катастроф последних лет российские компании и регионы активно ищут пути к экологически ответственному и социально ориентированному развитию.
Государство, в свою очередь, предпринимает на законодательном уровне меры, стимулирующие увеличение числа климатических проектов в России за счет уменьшения налоговой нагрузки и развития рынка углеродных единиц. Изменения в Налоговом кодексе, разработанные Минэкономразвития в 2023 г., направлены на налогообложение углеродных единиц от климатических проектов и выполнения квоты. Основные положения законопроекта включают освобождение от НДС операций с углеродными единицами, произведенными в результате реализации климатических проектов, а также с учетом единиц, которые предприятия смогут сохранить при выполнении квот.
В условиях изменения климата первостепенной задачей общества, государства и бизнеса становится формирование стратегий, направленных на укрепление безопасности и продвижение долговременной устойчивости экономики. Стремление к достижению этих целей предполагает противодействие рискам, порождаемым климатическими изменениями. В рамках реализации экологических инициатив значительное внимание уделяется не только деятельности крупных компаний, но и вовлеченности их партнеров малого и среднего бизнеса. Именно экосистемы, объединяющие проекты, которые направлены на совершенствование среды для людей, становятся драйверами ESG.