До начала 2025 года все промышленные предприятия, эксплуатирующие объекты I категории негативного воздействия на окружающую среду (НВОС) обязаны получить комплексные экологические разрешения (КЭР). Крупнейшие загрязнители, ответственные за две трети всех выбросов и сбросов (топ-300) в силу правок регулирования оказались в привилегированном положении, но подать заявку на получение КЭР до конца 2024 года обязаны и они.
Для подачи заявки и получения КЭР индустриальные предприятия обязаны раскрыть перед регуляторами реальное состояние дел в области экологии, отчитаться о применяемых технологиях и в случае технологического отставания представить четкую программу действий, направленных на приведение производств в порядок – по замыслу идеологов реформы, это позволит провести добровольно-принудительную модернизацию российской промышленности в целом. Роль кнута и пряника в этой сфере выполняют штрафы и повышенные платежи за выбросы и сбросы, с одной стороны, и возможность снижения платежей при приведении промышленности в соответствие нормативам наилучших доступных технологий с другой.
Данная аналитическая записка – попытка выявить тренды, которые проявляются в динамике выдачи КЭР предприятиям российской промышленности в последние годы и оценить, насколько реалистичным выглядит завершение этого этапа экологической реформы в нормативные сроки.

Объекты и компании
Всего к маю 2024 года в Федеральном государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (Реестр ОНВОС), насчитывается 5,8 тыс. (точнее 5823) объекта 1 категории НВОС. 287 из них попадают в перечень топ-300 загрязнителей и формируют более 60% общего объема выбросов и сбросов загрязняющих веществ в России.

К началу июня 2024 года КЭР получили 686 (12%) объектов I категории НВОС, из них 95 — входят в топ-300.

- Реклама -

В корпоративном разрезе эта же статистика несколько меняется: с начала 2019 года компании, эксплуатирующие объекты I категории, подали 3494 заявки на получение КЭР. Выдано 737 разрешений, что составляет 21% от общего числа заявок. В категории «прочее» учтены заявки, которые не достигли результата, в т.ч. те, по которым отказано в рассмотрении.

Впрочем, в силу учетных особенностей (привязки разрешений к перечню объектов НВОС), изменчивости статусов и намерений юрлиц (корпоративных структур и процессов, а также возможности существования неиспользуемых разрешений) и парадоксов законодательства (требующих, например, подачи заявок на получение КЭР для новых объектов, еще не поставленных на учет) во избежание «двойного счета» базовой численной метрикой следует считать именно число КЭР, выданных конкретным объектам НВОС – хотя в отдельных случаях статистика получения КЭР компаниями может быть релевантной – например, при рассмотрении общей динамики заявок, разрешений и отказов как самостоятельного административного процесса, или для фиксации его отраслевых особенностей.

В ожидании грома

Так, общие цифры выдачи КЭР по годам наглядно демонстрируют актуальность поговорки “пока гром не грянет” для большей части членов РСПП: в начале “пятилетки” реформа большую часть предприятий индустриальной России не интересовала, но по мере приближения сроков, когда работа без КЭР станет де-факто невозможной, процесс стремительно ускоряется.

В 2019 году комплексные экологические разрешения получили первые 16 предприятий. Тогда документация, обосновывающая заявку на КЭР, должна была пройти Государственную экологическую экспертизу.

В начале 2020 года эту норму отменили: заявка с прилагаемыми к ней материалами направлялась в межрегиональное управление Росприроднадзора, где в рамках механизма «единого окна» рассматривалась экспертами Минприроды, Минпромторга, Роспотребнадзора, Росрыболовства и Росводресурсов. По данным за 2020 год из 100 поданных заявок на получение КЭР выдано только 9. В 2021 году число обращений увеличилось — 252 обращения, однако КЭР выдано всего 44 объектам, что составляет 17 % от общего числа поданных заявок.

В марте 2023 года порядок рассмотрения заявок на получение КЭР изменился — из числа согласующих органов исключены Минприроды, Роспотребнадзор и Росводресурсы, а срок рассмотрения сократился с 4 месяцев до 63 рабочих дней. Теперь заявки на выдачу КЭР принимаются в электронном виде через Государственную информационную систему промышленности, а рассматривают документы Росприродндазор, Минпроторг, Росрыболовство и органы исполнительной власти субъектов РФ в случае размещения объекта в границах особо охраняемых природных территорий.

С 2023 года отмечено стабильное увеличение количества запросов на получение КЭР, однако за весь год из 1576 заявок разрешения получили только 295 (19%), впрочем, к осени число положительных решений о выдаче КЭР заметно выросло.

В 2024 году, который является решающим для получения КЭР, за первые шесть месяцев подано 1120заявки, а количество выданных разрешений составило 312 (28%). В среднем за неделю КЭР получают 12 объектов.
Этого, отметим, все еще критически недостаточно для того, чтобы уложиться в срок: даже при выдаче до конца года новых КЭР темпами, вдвое превышающими абсолютный максимум (28 разрешений в неделю, что вряд ли возможно, учитывая фиксированный объем аппарата регулирующих органов), за оставшиеся 30 недель их могут получить порядка полутора тысяч объектов I категории НВОС – то есть без разрешений на дальнейшую работу к 1 января 2025 года останется около 3,7 тыс., или две трети промышленных объектов.

При существующих же темпах к 1 января 2025 года общее количество выданных КЭР составит приблизительно 1520 КЭР. Это означает, что к моменту дедлайна разрешения оформят около 26% от общего числа объектов 1 категории, которые стоят на учете в Реестре ОНВОС.

Краткосрочная динамика выдачи КЭР

Статистика, основанная на данных реестра ГИСП, показывает, что в среднем в ней одномоментно “висит” 171 заявок, зарегистрированных в системе. Из них еженедельно впервые подается около 26заявок, а повторно — 38. Проверка документов на соответствие формальным требованиям проводится в среднем по 18 заявкам в неделю.

КЭР с ППЭЭ

Если предприятие не может соблюсти нормативы допустимых выбросов/сбросов веществ 1,2 класса опасности и технологические нормативы, на период их поэтапного достижения разрабатывается и утверждается программа повышения экологической эффективности (ППЭЭ) – и статистически этот процесс предсказуемо укладывается в общее неспешное течение технологической модернизации.

По данным Минпромторга, на данный момент выдано лишь 22 КЭР с ППЭЭ. В соответствии с Реестром ГИСП, в 2023 году таких разрешений было выдано 10 (из общего числа 295 КЭР), в 2024-м — 4 (из общего числа 312 КЭР). Чаще всего в 2023 и 2024 годах ППЭЭ разрабатывали предприятия водоснабжения и водоотведения.

Отраслевая специфика

Наибольший объем полученных комплексных экологических разрешений зафиксирован для объектов 1 категории добычи сырой нефти и (или) природного газа, включая переработку природного газа: из 737 выданных на сегодняшний день разрешений 458 (или 62,1%) приходится на эту отрасль. Предположительно это связано с тем, что компании данного сегмента обращались за получением КЭР чаще всего.
В структуре зарегистрированных объектов в Реестре ОНВОС на долю сектора добычи нефти и природного газа, приходится 42% от общего числа, что соответствует 1949 объектам. КЭР удалось получить 453 объектам (23% от числа объектов в отрасли), а без разрешений 1496 (77%). Следующую строчку занимает сфера размещения отходов производства и потребления — 8,3%, или 485 объектов 1 категории, но в ней КЭР получили только 8 объектов (1,7 %), 477 объектов все еще без разрешений. По 6% (366 и 363 объекта соответственно) приходится на добычу и обогащение угля, а также утилизациююи обезвреживание отходов. 61 (16,7%) объектов угольной отрасли функционируют с КЭР, а в отрасли утилизации и обезвреживания 21 (5,8%) удалось получить разрешение. В отрасли производства химических веществ и продуктов из 349 объектов КЭР есть у 23 (6,6%) объектов, 326(93,4%) разрешения так и не получили.

По доле объектов с КЭР лидирует добыча нефти и газа с 23% (453 объектов из 1949). На втором месте добыча и обогащение угля (17% или 61 объект из 366). Третье место занимает производство целлюлозы и древесной массы (15% или 2 объекта из 13). Химическая промышленность по этому показателю опустилась на 12 место, охватывая лишь 7% (23 объект из 349). Деятельность размещенияотходов производства и потребления оказались в числе отстающих– 1,6% (8 объектов из 485).

География

Наибольшее количество объектов 1 категории НВОС сосредоточено в Приволжском федеральном округе, где расположено 29% (1704 объектов) от общего числа. Основные отрасли региона – нефтегаз, химпром и объекты размещения отходов. КЭР выданы 147 объектам, что составляет 9% от общего числа объектов 1 категории в этом округе. На втором месте Уральский федеральный округ с 827 объектами (14%). Здесь также лидирует нефтегазовая промышленность, но значительное количество объектов относится к металлургической отрасли и размещению отходов. КЭР получили 236 (29%). Сибирский федеральный округ, на третьем месте, здесь расположено 771 объекта (13%). Основные отрасли включают добычу угля, нефти и газа, а также объекты размещения отходов. КЭР выданы 117 объектам, что составляет 15%.

По доле объектов с КЭР лидируют Уральский Федеральный округ (29%, или 236 объектов с КЭР из 827), Северо-Западный (21% или 90 объектов из 437) и Сибирский (15% или 117 объектов из 771).

Спасибо, нет

Отказ в выдаче комплексного экологического разрешения возможен из-за неполного соответствия заявки на получение КЭР требованиям федерального закона «Об охране окружающей среды» (№ 7-ФЗ от 19.01.2002) – или некорректных расчетов технологических нормативов, нормативов допустимых выбросов/сбросов веществ 1,2 класса опасности, обоснования нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в проекте программы производственного экологического контроля.

Если в 2019 году КЭР получили все обратившиеся, то статистика 2020-2022 годов фиксирует заметное превышение числа отказов над количеством выданных КЭР. Так, в 2020 году доля отказов достигла 88%(из 74 принятых решений отказов — 65), в 2021 она снизилась до 51% (из 89 заключений 45 получили отказы), а в 2022 составила 60% (90 из 151). Вновь тренд изменился лишь в 2023 году – вероятно, по мере роста качества подготовки заявок и отчасти – снижения требований к ним: наблюдается положительная динамика. Количество выданных КЭР в 2023 году превысило число отказов: из 580одобрения не получили 295 или 51% . В 2024 году позитивная динамика сохраняется, доля отказов снизилась до 38%: из 504 заключений 192 отказа.

Число желающих подать заявку на КЭР по-прежнему невелико. Это может свидетельствовать как о расчете промышленников на возможное продление сроков получения разрешения, так и о сложности и длительности процесса подготовки необходимой документации и о недостаточной эффективности экологических служб предприятий в организации этого процесса. В то же время количество отказов демонстрирует, что надзорные органы не готовы смягчать требования к материалам заявки на КЭР только из-за приближения дедлайна.

Пожалуйста, оцените материал:
[Общий: 1 Средний: 5]