Государственная Дума приняла в третьем чтении Федеральный закон “О внесении изменений в Федеральный закон «О гидрометеорологической службе» и статьи 1 и 19 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха” (далее — Федеральный закон).
Федеральный закон направлен на улучшение качества информации о состоянии окружающей среды, повышение эффективности мер по снижению загрязнения воздуха в периоды неблагоприятных метеорологических условий, а также на уточнение ответственности различных субъектов за соблюдение экологического законодательства.
Ключевые положения:
✅ Уточнение и структурирование информации о состоянии окружающей среды
Детализированы типы предоставляемой информации, разделяя её на информацию общего назначения и специализированные прогнозы. Это повышает доступность данных для населения и различных организаций.
✅ Повышение эффективности мер по снижению загрязнения воздуха
Вводятся строгие требования к разработке и утверждению планов мероприятий по снижению выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий. Определяется ответственность юридических и физических лиц за их выполнение.
✅ Уточнение ответственности и координации действий различных органов власти
Распределены обязанности между федеральными, региональными и местными органами власти, а также установлен порядок взаимодействия между ними.
✅ Регулирование предоставления информации
Вводится дифференцированный подход к предоставлению информации. Информация общего назначения предоставляется бесплатно, а специализированные прогнозы – за плату. Это позволяет обеспечить доступность информации, одновременно стимулируя коммерческие организации к более ответственному подходу к охране окружающей среды.
✅ Внесение изменений законодательные акты:
📃 Федеральный закон от 19.07.1998 № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе»
- Уточняются определения понятий, связанных с прогнозированием неблагоприятных метеорологических условий (общий прогноз, прогноз для населенных пунктов, специализированный прогноз).
- Определяются категории пользователей информации и порядок её предоставления (бесплатно/платно).
- Уточняется состав информации общего назначения.
- Расширяется круг организаций, ответственных за предоставление информации, включая федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
📃 Федеральный закон от 04.05.99 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»
- Дополняются определения в статье 1, уточняющие типы прогнозов неблагоприятных метеорологических условий.
- Статья 19 полностью перерабатывается, устанавливая порядок проведения мероприятий по регулированию выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
- Вводятся требования к разработке, согласованию и утверждению планов мероприятий по снижению выбросов.
- Определяется ответственность юридических и физических лиц за выполнение этих планов.
- Устанавливаются требования к содержанию, форме и порядку предоставления прогнозов неблагоприятных метеорологических условий.
Особенности применения:
- Федеральный закон требует комплексного подхода к управлению качеством атмосферного воздуха.
- Он не только устанавливает правила предоставления информации, но и обязывает организации разрабатывать и выполнять планы мероприятий по снижению выбросов.
- Взаимодействие различных уровней власти и заинтересованных сторон играет ключевую роль в эффективной реализации закона.
- Отдельное внимание уделяется обеспечению безопасности населения в случае чрезвычайных ситуаций, связанных с загрязнением воздуха.
📅 Федеральный закон вступит в силу с 1 марта 2026 г.
С полным текстом Федерального закона можно ознакомиться, пройдя по ссылке:
https://sozd.duma.gov.ru/bill/99436-8