Правительством России утверждено постановление, которым уточняются условия для определения коэффициентов к ставкам платы за использование лесов, включая заготовку древесины. Документ опубликован на официальном портале. Постановление позволит более чётко определять стоимость лесного участка.
В частности, документом вводится более дробная дифференциация ставок платы в зависимости от ликвидного запаса древесины. От ликвидного запаса напрямую зависят схема рубки, расположение техники, расположение лесосек, схема строительства лесовозных дорог и усов (временных лесовозных дорог), интенсивность работы, частота перебазирования лесозаготовительной техники из одной части лесосеки в другую – все эти факторы влияют и на производительность, и на затраты при заготовке древесины.
При проведении сплошных рубок в зависимости от ликвидного запаса древесины на 1 гектар ставки платы умножаются на разные коэффициенты. Так, в прошлой редакции было предусмотрено три градации: до 100 плотных кубических метров на 1 гектар (коэффициент 0,9); от 100,1 до 150 плотных кубических метров на 1 гектар (коэффициент 1,0); свыше 150,1 плотных кубических метров на 1 гектар (коэффициент 1,05).
В новом постановлении сохранились три градации ликвидного запаса, однако теперь увеличен их общий диапазон. Документом утверждены следующие показатели: при ликвидном запасе древесины от 125,1 до 175 плотных кубических метров на 1 гектар (коэффициент 1,1); при ликвидном запасе древесины от 175,1 до 200 плотных кубических метров на 1 гектар (коэффициент 1,2); при ликвидном запасе древесины от 200,1 и более плотных кубических метров на 1 гектар (коэффициент 1,3).
То есть если лесопользователь ведёт заготовку леса в насаждениях с низким запасом и испытывает издержки на организацию работ на лесосеке и перемещение техники с одной делянки на другую, это будет учтено при определении размера платы за использование лесов — коэффициент к ставке будет ниже.
Также документ конкретизирует условия для определения расстояния вывоза древесины с делянки (разрядов такс) для лесного участка при транспортировке автомобильным транспортом. Это важно, так как на сегодняшний день автотранспорт — самый распространённый способ транспортировки круглых лесоматериалов от лесосеки до пунктов переработки.
Кроме того, постановление уточняет и определение удалённости лесного участка от доступных автомобильных дорог общего пользования с твёрдым покрытием при осуществлении рекреационной деятельности в лесах. В прошлой редакции коэффициент, который учитывает, насколько далеко лесной участок расположен от автомобильных дорог общего пользования, включал только четыре категории, теперь же их будет семь. Таким образом, вносимые изменения направлены на снижение дисбаланса в определении стоимости лесного участка.
Постановление также приводит документы в соответствие с действующим законодательством: вместо старого понятия «лесопарк» вводится действующее «лесопарковые зоны».