Дальний Восток часто выделяют как регион нетронутой природы и уникальной экосистемы, в том числе морской. Но, поскольку здесь есть относительно крупные порты — например, Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Находка, морская среда подвергается постоянному загрязнению.
Сильнее всего такие локальные проблемы выражены в российской части Японского моря. Самая «кровоточащая рана» — это бухты, береговая зона которых включена в город Владивосток: Золотой Рог, Диомид, Малый и Большой Улисс и Патрокл. Они традиционно являются лидерами по объему поступающих в море загрязнений и по их концентрации.
Стоит сказать, что портовые территории страдают всегда — и от нефтеуглеводородов, и от твердых бытовых отходов, в том числе микропластика. Флот и коммунальная сфера также оказывают большое влияние на экологическое состояние бухт Дальнего Востока.
В пределах бухт и заливов можно легко довести состояние водной среды до точки невозврата всего лишь за одно десятилетие
Существуют два компонента, по которым определяют уровень загрязнения морской среды, — донные отложения и вода. В первых есть весь многолетний «букет», который человечество годами «дарило» морю. Но более всего беспокоит нас, морских экологов, состояние водной среды, особенно если исследования постоянно показывают высокую концентрацию загрязнений. Это говорит о том, что пагубное влияние человека не прекращается и постепенно усиливается, и потому эта зона требует повышенного внимания.
Наше счастье в том, что механизмы самоочищения экосистем Дальнего Востока довольно мощные, потому что моря здесь связаны с океаном. Благодаря этому они могут многое вытерпеть и переработать часть поступающего от нас мусора самостоятельно. Но нужно понимать, что если количество источников загрязнений будет увеличиваться, то моря перестанут справляться, и локальные «красные» зоны, в которых уже есть проблемы, разрастутся. Сразу уничтожить экосистему моря человеку не под силу, но если не уделять должного внимания проблемам морской экологии, то в пределах бухт и заливов можно легко довести состояние водной среды до точки невозврата всего лишь за одно десятилетие.
Конечно, с этими проблемами борются на уровне государства. Законодательство постоянно дополняется, показатели нормы пересматриваются. Идет речь о применении карт уязвимости прибрежных территорий для оптимизации природопользования в этих зонах, реализуются программы по очистке и устранению накопленных загрязнений в различных районах. С 2021 года Россия участвует в проекте «Декада Мирового океана», целью которой является поиск новаторских решений глобальных экологических проблем. То есть сказать, что со стороны правительства не предпринимается никаких действий, нельзя, потому что это не так. Однако зачастую выполнение программ затруднено и требует огромных денежных вложений от государства.
Между тем последствия ущерба, нанесенного водной среде, уже можно наблюдать на Дальнем Востоке. Ведь что нам дает море? Мы в нем купаемся, потребляем его продукты, используем для путешествий и перевозки грузов. Локальные загрязнения со временем отнимают у нас эти возможности. Возьмем хотя бы юго-запад Хасанского района — рекреационную территорию близ села Андреевка. Ее уже никак не назовешь жемчужиной Приморья, так как летом качество воды по санитарно-микробиологическим показателям там ниже нормы. Зоны отдыха в этом районе настолько разрослись, что в теплое время года побережье становится похожим на улей. Люди, которые едут туда, должны понимать, что вода здесь теплая, но не очень чистая. Причин много: от активно ведущего свою деятельность порта Зарубино до несоблюдения санитарных норм вблизи побережья. Загрязнение происходит в том числе и из-за отдыхающих, которые оставляют после себя мусор.
По словам Чехова, чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят. Это относится и к морской экологии, а потому главная задача людей состоит в том, чтобы не сорить на побережьях. Но что еще может сделать человек для улучшения ситуации в своем регионе? Например, начать участвовать в волонтерских мероприятиях по сбору мусора и очистке побережий — такая помощь всегда ценна и ощутима. Он может через общественные инициативы попытаться внести изменения в законодательство, чтобы добиться более результативного решения природоохранных проблем.
В конце концов можно пойти учиться на эколога. Работы по этому направлению очень много, особенно в Приморском крае.
Последствия ущерба, нанесенного водной среде, уже можно наблюдать на Дальнем Востоке
Наш институт Мирового океана ДВФУ принимает активное участие во многих научных исследованиях — от глубоко фундаментальных до прикладных. Например, мы разрабатываем технологии биотестирования и очистки океана, исследуем влияние морских загрязнений на человека и среду. Уже 30 лет ведем мониторинг прибрежных зон Приморского края, за это время накопилась большая база данных о состоянии водной среды. За такими сведениями в университет обращаются при строительстве некоторых сооружений, их учитывают при составлении технико-экономического обоснования проектов. Например, недавно к нам пришел запрос на оценку состояния морских сообществ и донных организмов в проливе Невельского. Это нужно, чтобы рассчитать масштабы ущерба при постройке через этот пролив железной дороги.
Так что, чем больше будет людей, разбирающихся в проблемах морских загрязнений, тем лучше станет экологическая ситуация в регионе.