Нагнетание тревоги о состоянии окружающей среды по конкретным поводам, может быть, и оправдано, а в целом – нет
За последние два года доля россиян, положительно (4 и 5 баллов) оценивающих экологическую обстановку в стране, выросла с 23 процентов до 34. Одновременно сократилось число давших низкие баллы (1 и 2) — с 26 процентов до 17. Таковы результаты опроса, проведенного ВЦИОМ по заказу Комитета по экологии РСПП.
Та же закономерность наблюдается и в восприятии экологической ситуации в регионе: 46 процентов оценили ее на 4 и 5 баллов, 30 процентов — на 3, а 23 процента — на 1 и 2. Каждый второй опрошенный считает, что экологическая ситуация в его регионе за последние 2-3 года не изменилась (49 процентов). Об ухудшении сообщают 32 процента, об улучшении — 17.
Аналогично россияне воспринимают экологическую ситуацию в стране: 40 процентов отмечают отсутствие изменений, 35 — ухудшение, 17 — улучшение. Главным источником негативного воздействия на окружающую среду 42 процента опрошенных считают мусорные свалки и мусоросжигательные заводы. В число факторов, оказывающих наиболее сильное негативное влияние на экологическую обстановку в регионе проживания, вошли также следующие: деятельность промышленных предприятий (34 процента), транспортные выхлопы (31), вырубка лесов и парков (27), загрязненность лесов, водоемов, прибрежных территорий (25). К ухудшению экологической ситуации, по мнению опрошенных, прежде всего приводят действия (бездействие) самих людей (41 процент), а каждый четвертый назвал региональные органы власти.
Число россиян, довольных экологической обстановкой в стране, за последние два года выросло с 23 процентов до 34
По данным Счетной палаты, загрязненным воздухом дышат 56 миллионов жителей России в 143 городах, почти все реки отравлены неочищенными сточными водами, ежегодно страна теряет около 300 тысяч гектаров леса. Сегодня грунты в зоне мерзлоты способны выдерживать нагрузку на 17 процентов меньше, чем в семидесятые годы, а в отдельных регионах — на 45, что может привести к деформации трубопроводов, железных и автомобильных дорог. Ущерб от климатических явлений до 2030 года может составлять 2-3 процента ВВП в год. Экспортно-сырьевой уклон промышленности означает непрерывное образование и накопление отходов — именно при добыче полезных ископаемых образуется 86,8 процента всех отходов.
Современную экологию, понимая под ней состояние окружающей среды, принято ругать. Плохая экология, по общему мнению, грозит человечеству гибелью. Но мы каждый день дышим загрязненным воздухом, потребляем генно-модифицированные продукты, пожинаем другие издержки прогресса — и ничего, живем. Так, может, надо смириться с плохой экологией?
Для начала разберемся в терминах. Понятием «экология» у нас подменяется понятие «охрана окружающей среды». Еще точнее говоря — санитария: промышленная, пищевая, урбанистическая, коммунальная… Но это не наука, а практическая деятельность. Есть страны, где мусор разделяют, например, на бумажный и стеклянный и собирают в отдельные емкости. Это делается именно с заботой об окружающей среде. Другое дело, что по-разному и не всегда правильно граждане понимают, что означает такая забота. Сюда подчас причисляются странные вещи типа борьбы с ГМО или протест против экспериментов над животными.
Готово ли человечество отказаться от комфорта ради чистой среды своего обитания? Что ж, человечество от многого отказывается: отказалось от хлорсодержащих фреонов ради сохранения озонового слоя, и действительно он стал восстанавливаться, сейчас пытается отказаться от выброса парниковых газов. Это борьба с последствиями собственной деятельности, но в некотором роде это тоже защита общепланетной окружающей среды.
Существует расхожее мнение, что наши предки, дикари, жили в гармонии с природой, в отличие от нас, нынешних. На самом деле наоборот. Во-первых, наши предки, где жили, там и оставляли продукты своей жизнедеятельности, а когда совсем уже было некуда деться от нечистот, переходили на другое место. Это одна из причин, почему они болели и мало жили. Во-вторых, древние люди уничтожали целые виды животного мира. В этом смысле и человек ХХI века живет в гармонии с окружающей его природой, которую тоже по-своему уничтожает, не желая, например, хотя бы раз в году — 22 сентября, во Всемирный день без автомобиля, — не отравлять выхлопными газами атмосферу.
Нагнетание тревоги о состоянии окружающей среды по конкретным поводам, может быть, и оправдано, а в целом — нет
Стало хорошим тоном сокрушаться: ах, что же мы творим с окружающей средой! Но нет ли здесь лицемерия? «Думаю, большинство людей искренне верят, что природе ежедневно наносится непоправимый вред, что окружающая среда скоро станет несовместима с человеческой жизнью, — говорит биофизик, ведущий эксперт Института биологии старения Игорь Артюхов. — И есть меньшинство, которое эти страхи нагнетает, — в религиозных, политических или каких-то еще целях. Кто-то сокрушается осознанно и расчетливо, кто-то — в силу своей малограмотности. Последние особенно активны».
Гипертрофированная озабоченность состоянием окружающей среды стала подобием моды. Возможно, именно поэтому в российском обществе к экологам отношение снисходительное. Часто можно услышать: «Да они там все чокнутые».
Нагнетание тревоги по поводу сегодняшнего состояния окружающей среды по конкретным поводам, может быть, и оправдано, а в целом — нет. Вопли и стоны о гибнущей природе — это скорее боязнь прогресса и представление о прошлом как о золотом веке.