Городские чиновники готовят предложения по новым нормативам накопления твердых коммунальных отходов (ТКО). До конца года они будут направлены на рассмотрение оператору с тем, чтобы вступить в силу с 1 июля 2024 года.
Новые цифры формируются на основе посезонных замеров фактического объема и веса выбрасываемого на помойки города мусора, проведенных в прошлом году. Особенные надежды на них возлагают рядовые потребители услуг, которые считали, что наличие четких замеров позволит сделать нормативы более приближенным к реальному обороту мусора. Это, по их мнению, должно значительно снизить расходы за вывоз ТБО.
По итогам прошлого года, подведенным компанией-оператором, действительно выяснилась разница между предполагаемым и фактически произведенным населением весом и объемом бытового мусора. Фактический объем оказался на четверть больше, чем предполагалось, а вот вес — почти на треть меньше.
Если учесть, что сейчас собственник квартиры площадью в 40 «квадратов» платит в среднем примерно за 600 килограммов мусора в год, то в целом это хорошие новости. Поскольку при таком положении дел 600 килограммов моментально «усыхают» до 400 вместе с соответствующим снижением оплаты за их вывоз.
— Нормативы, безусловно, должны быть пересмотрены в сторону уменьшения, поскольку такого количества мусора люди не производят, — считает председатель Санкт-Петербургской Ассоциации собственников жилья и их объединений Гульнара Борисова. — Правда, выяснить это и раньше не представляло труда. У каждого дома были заключены договоры на вывоз мусора, и все знали его реальное количество. Но в прошлом году нас просто лишили возможности оплачивать эти услуги по факту. Отсюда и рост расходов почти в три раза, я вижу это и как председатель ТСЖ, и как обычный житель.
— Нормативы, безусловно, должны быть пересмотрены в сторону уменьшения, поскольку такого количества мусора люди не производят, — считает председатель Санкт-Петербургской Ассоциации собственников жилья и их объединений Гульнара Борисова. — Правда, выяснить это и раньше не представляло труда. У каждого дома были заключены договоры на вывоз мусора, и все знали его реальное количество. Но в прошлом году нас просто лишили возможности оплачивать эти услуги по факту. Отсюда и рост расходов почти в три раза, я вижу это и как председатель ТСЖ, и как обычный житель.
Вообще, ценообразование по нормативам горожане и представители общественных организаций в сфере ЖКХ считают в корне неверным. И надеются рано или поздно все-таки перейти на оплату по факту. Пока даже само право сортировки мусора и оплату по факту ТСЖ приходится отстаивать в судах. И смогли это сделать пока всего лишь несколько товариществ.
Один из прецедентов — иск к НЭО товарищества собственников жилья «Пенаты». В марте нынешнего года Арбитражный суд Северо-Западного федерального округа в кассационной инстанции признал безусловное право организаций (УК, ТСЖ, ЖСК, ЖК), управляющих жилыми домами в Петербурге, рассчитываться с регоператором за обращение с ТКО по количеству (объему или весу) фактически накопленных отходов. Суд обязал НЭО изменить для этого ТСЖ способ расчетов.
Это праздновалось как большая победа, ведь сейчас в очереди на подобные судебные разбирательства находятся триста других ТСЖ.
Что же касается выросшего объема производимого мусора, который констатирован по итогам прошлого года, то, по мнению Гульнары Борисовой, это следствие отмененного раздельного сбора. Сейчас все отходы скидываются в один бак — и пищевые остатки, и картон, и текстиль. Это занимает много места, но весит мало. По факту сейчас мусоровозы возят гораздо больше воздуха, чем до начала реформы.
— Вообще, если говорить о сохранении экологии и уменьшении числа и площади полигонов, то мусорная реформа отбросила нас лет на десять-пятнадцать обратно, — говорит она. — Раньше жители сортировали отходы и отдавали ценное в переработку, снижая тем самым стоимость вывоза остального мусора. Теперь же НЭО считает, что весь мусор — его собственность и жители не могут отдавать его каким-то сторонним переработчикам.
Нормативы, безусловно, должны быть пересмотрены в сторону уменьшения, поскольку такого количества мусора люди не производят
Если вспомнить, что деятельность НЭО как регионального оператора — это монопольный бизнес, то решение обозначить свои права на любой вид мусора вполне понятно. Рано или поздно мусороперерабатывающие заводы вступят в действие, а выживать конкурентов гораздо сложнее, чем в принципе не допускать их появление. Да и трехразовое прошлогоднее повышение тарифов (с 1 января, с 1 июля и в декабре) тоже неплохой подарок для его экономики.
Другое дело, что невольными инвесторами этого бизнеса, без права получения процентов и контроля, выступают рядовые плательщики.
— В любом месте, где нет хорошо организованного общественного контроля, там сразу же возникают злоупотребления, — говорит член Общественного совета при вице-губернаторе Санкт-Петербурга по вопросам ЖКХ Галина Белкова. — Поэтому я бы не стала ожидать от новых нормативов чего-то особо оптимистичного.
По ее мнению, сейчас в сфере ЖКХ многое развивается так, как хотят монополисты. А с населением ведется латентная битва. Выход эксперт видит в развитии общественного самоуправления. И в прямом использовании Закона о защите прав потребителей. Крайне важно, чтобы нарушителей закона привлекали к административной ответственности за оказание услуг ненадлежащего качества, нарушение порядка ценообразования и других прав потребителей согласно статьям 14.4, 14.6, 14.7, 14.8 КоАП РФ.