16 мая 2023 года в Общественной палате Российской Федерации прошла презентация научно-практических результатов проекта Госкорпорации «Росатом» и ЦМИ МГУ им. М.В. Ломоносова по обеспечению экологической безопасности в акватории Северного морского пути (СМП) и созданию первой в мире комплексной программы экологического мониторинга всей этой трассы.
Было отмечено, что комплексные мониторинговые исследования на всей акватории СМП под руководством Центра морских исследований МГУ имени М.В. Ломоносова (ЦМИ МГУ) проводятся по инициативе Госкорпорации «Росатом» с июля 2021 года. Цель работ — обеспечение устойчивого развития Северного морского пути, системная оценки его экологического следа как единого инфраструктурного проекта, минимизация воздействия арктического судоходства на окружающую среду и биоразнообразие, а также выявление влияния арктического судоходства на морские экосистемы.
В летне-осенний период 2021 и 2022 годов на судах ФГУП «Гидрографическое предприятие» и ФГУП «Атомфлот» специалистами ЦМИ МГУ были выполнены полевые работы на 50 станциях экологического мониторинга, проанализированы спутниковые снимки, рассчитан углеродный след по итогам мониторинга за судовой нагрузкой, проведены наблюдения за морскими млекопитающими. По итогам экспедиционных и камеральных работ была проделана работа по созданию комплексной программы мониторинга окружающей среды и биоразнообразия в акватории СМП и подготовлен отчёт за двухлетний цикл работ в 2021–2023 годы.
Исполнительный директор Центра морских исследований МГУ имени М.В. Ломоносова Николай Шабалин отметил необходимость продолжения работ и подчеркнул важность соблюдения экологических норм на всём протяжении Севморпути.
Было упомянуто, что к реализации проекта в 2021 году привлекались международные эксперты из Норвегии, Франции, Исландии и Канады. В 2022-2023 годах в экспертно-консультационной работе принимают участие представители Китая, Индии, Турции, Египта и Малайзии. Эксперты пришли к выводу, что арктическое судоходство на текущем уровне его развития не оказывает существенного отрицательного воздействия на окружающую среду, но при увеличении интенсивности важно будет принять комплекс мер, направленных на снижение его воздействия.
«Госкорпорация «Росатом» совместно с Минприроды инициировали доклад в Правительство России о создании системы государственного экологического мониторинга в акватории СМП с предложением внести изменения в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и создании отдельной подсистемы Единой системы государственного экологического мониторинга — в акватории СМП. Предложение поддержано, 10 мая Ю.П. Трутневым дано поручение Минприроды, Росгидромету и Росатому разработать и представить в Правительство РФ соответствующий законопроект до 31 июля 2023 года», — сказал в ходе мероприятия Владимир Панов, специальный представитель Госкорпорации «Росатом» по вопросам развития Арктики.
Председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по экологии и охране окружающей среды Елена Шаройкина акцентировала внимание на высокий уровень корпоративной социальной ответственности Госкорпорации «Росатом» в части бережного отношения к экологической безопасности на Северном морском пути.
Для справки:
Комплексное развитие Арктической зоны РФ и Северного морского пути является одним из стратегических приоритетов государства. Повышение объема перевозок по СМП имеет первостепенное значение для решения поставленных задач в области транспорта и логистики. Предприятия Госкорпорации «Росатом» принимают активное участие в этой работе.