В календарь рассмотрения вопросов Государственной думой на 20 июня 2023 года включен законопроект об уточнении оснований досрочного расторжения договора аренды федерального имущества, находящегося в морских портах, следует из материалов нижней палаты российского парламента.
Изменения предлагается внести в ст.31 федерального закона «О морских портах в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты РФ. Законопроект закрепляет дополнительное основание расторжения договоров аренды федерального имущества по требованию арендодателя в судебном порядке при невыполнении арендатором предписаний контрольных (надзорных) органов при осуществлении деятельности, связанной с погрузкой и разгрузкой угля в морских портах. В соответствии с документом, арендодатель может потребовать досрочного расторжения договора аренды, если арендатор в течение 1 года повторно не выполнил предписание устранить нарушение законодательства в области охраны окружающей среды или в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Нарушение должно быть установлено предписанием контрольного (надзорного) органа и вступившим в законную силу решением суда об административном приостановлении деятельности арендатора. Предполагается, что закон вступит в силу с 1 сентября 2025 года.
При этом в заключении комитета Госдумы по энергетике говорится, что предложенный механизм создает ситуацию чрезмерного регулирования данного сектора и «может привести к полному прекращению деятельности стивидорной компании», а сам законопроект не учитывает особенности осуществления перевалки угля в портах.
«Остановка деятельности стивидорной компании по перевалке угля неизбежно приведет к сокращению деятельности угледобывающих предприятий, снижению объема перевозок железнодорожным и морским транспортом, уменьшению доходов предприятий, закрытию не только стивидорных предприятий, но и угледобывающих, сокращению рабочих мест, нарастанию социальной напряженности, уменьшению поступлений в бюджет, а также снижению инвестиционной привлекательности осуществления деятельности в морских портах», — считают в профильном комитете.
Там отмечают, что положительный эффект в сфере охраны окружающей среды может быть не сопоставим с возможными негативными последствиями для участников портовой деятельности по перевалке угля и всего угольного сектора.
При этом комитет поддерживает принятие законопроекта в первом чтении, но при условии его значительной доработки ко второму. Предлагается установить условие, что именно невыполнение судебного решения влечет возникновение права на досрочное расторжение договора аренды; дополнить законопроект положением о том, что договор расторгается не в целом, а только в отношении объекта, на котором было выявлено повторное невыполнение предписания об устранении нарушения. Кроме того, в документ предлагается внести уточнение, что повторное невыполнение предписания повлекло существенный вред здоровью граждан и (или) окружающей среде.