Вопрос:
Добрый день, коллеги. Дилемма. Предприятие быстрого питания с предоставлением мест для сидений (посадочных мест) — 88 штук, далее ПБО,- разработало (заказало в лаборатории) протокол биотестирования на отход 5 класса опасности: «отходы посуды одноразовой из бумаги и картона, ламинированных полиэтиленом, загрязненной пищевыми продуктами» (упаковка от фаст-фуда) на отходы, образующиеся в зале для гостей.
Пришел региональный оператор и говорит, что у ПБО неправильно выбран и разработан протокол биотестирования, нужен протокол на: «отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами» вместо «отходы посуды…». Якобы у ПБО отход от уборки должен быть, а отход посуды не от уборки образуется.
Разница между этими отходами в том, что отходы посуды не относятся к коммунальным и их можно передавать любому подрядчику, имеющему лицензию. А отход от уборки помещений объектов оптово-розничной торговли является коммунальным и его можно передавать только региональному оператору по обращению с отходами.
На данный момент отходы посуды передаются не региональному оператору по обращению с отходами, а другому подрядчику имеющему лицензию.
С региональным оператором по обращению с отходами заключен договор на мусор от офисных и бытовых помещений, являющийся ТКО, но на минимальный объем. Кстати, этот минимальный объем равен объему рассчитанному по нормативу. То есть 88 посадочных мест*норматив = 78 м.куб. в год. И по договору с рег. оператором такое же количество и передается, только расчет по контейнерам.
Региональный оператор заявляет, что придет с лабораторией и докажет что у ПБО неверно разработан протокол биотестирования (не на тот отход) и заставит заключить с ним договор на весь объем образуемых отходов (за исключением смета, пищевых отходов, которых маленькое количество образуется по сравнению с упаковкой от фаст-фуда).
Вопрос, может ли ПБО настаивать на том, что разработанный протокол биотестирования имеет место быть, что ПБО не является объектом оптово-розничной торговли продовольственными товарами и что на весь объем образуемых отходов заключать договор не согласно.
Может ли регоператор изменить наш вид отхода без суда или через суд, прийти с лабораторией и заставить расширить с ним договор условно не на 20% отходов, как сейчас, а на 90% отходов.
Заранее спасибо за ответ.
Ответ: эксперт Бирюкова Надежда Валерьевна, клуб ЭкоПрофи
Здравствуйте, Наталья!
Региональный оператор не наделён полномочиями по осуществлению контрольно- надзорной деятельности по обращению с отходами в отношении потребителя и явно в описанном Вами случае выходит за рамки своих прав и полномочий.
Согласно п. 12 типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами ТКО, утв. постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, региональный оператор имеет право:
а) осуществлять контроль за учетом объема и (или) массы принятых твердых коммунальных отходов;
б) инициировать проведение сверки расчетов по настоящему договору.
- Потребитель обязан:
а) осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами;
б) обеспечивать учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов»;
в) производить оплату по настоящему договору в порядке, размере и сроки, которые определены настоящим договором;
г) обеспечивать складирование твердых коммунальных отходов в контейнеры или иные места в соответствии с приложением к настоящему договору;
д) не допускать повреждения контейнеров, сжигания твердых коммунальных отходов в контейнерах, а также на контейнерных площадках, складирования в контейнерах запрещенных отходов и предметов;
е) назначить лицо, ответственное за взаимодействие с региональным оператором по вопросам исполнения настоящего договора;
ж) уведомить регионального оператора любым доступным способом (почтовое отправление, телеграмма, факсограмма, телефонограмма, информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет»), позволяющим подтвердить его получение адресатом, о переходе прав на объекты потребителя, указанные в настоящем договоре, к новому собственнику.
В соответствии со статьёй 25 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ оценка соблюдения обязательных требований в области обращения с отходами, установленных настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации проводится в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора) и регионального государственного экологического контроля (надзора) в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Исходя из вышесказанного, региональный оператор может конечно прийти с лабораторией, отобрать пробу, НО ТОЛЬКО отходов ТКО, к остальным отходам он отношение не имеет и Вы имеете полное право его туда НЕ допускать, при этом не он, не лаборатория не смогут доказать, что Вы не верно идентифицировали отходы, потому что состав отхода лишь один из классификационных признаков, важно также происхождение отхода, процесс образования, вид исходных изделий, которые переходят в отход и этой информацией обладает только отходообразователь и проверить её может только уполномоченный инспектор в рамках соответствующего согласованного контрольно-надзорного мероприятия.
Конечно есть риск, что региональный оператор может инициировать внеплановую проверку и Вам необходимо быть к ней готовыми. Итак, чтобы подготовиться к проверке нужно доказать, что у Вас действительно образуется отход «отходы посуды одноразовой из бумаги и картона, ламинированных полиэтиленом, загрязненной пищевыми продуктами.4 05 923 51 62 5». Согласно банку данных отходов этот отход образуется при использовании для потребления пищи посуды одноразовой из бумаги и картона, ламинированных полиэтиленом, в составе могут быть полиэтилен, картон и/или бумага, остатки пищевых продуктов (У Вас должен быть протокол КХА, подтверждающий состав отхода, только протокола биотестирования недостаточно). Чтобы у Вас действительно образовывался именно этот отход, Вы должны организовать отдельное накопление именно и исключительно только этой посуды, по идее там не должно быть пластиковых вилок, бамбуковых палочек, плёнок и т.п. — это другие виды отходов. Код «62» говорит о том, что этот отход представлен изделиями из нескольких видов волокон, т.е. моно изделий в нём быть НЕ должно. Тогда этот и другие виды отходов изделий не попадают в блок 7 ФККО и не являются ТКО, можете передавать их кому хотите. Тут можно провести и аналогию с пищевыми отходами (их же регоператор не хочет забирать), отличительным признаком ТКО является именно смешанный состав отходов, поэтому Вам важно соблюсти при накоплении идентификацию конкретных видов отходов, без смешивания.
К тому же, чтобы у Вас образовывался отход «отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами. 7 35 100 01 72 5», у Вас должен быть соответствующий ОКВЭД2 из группы 47.11, у Вас скорее всего ОКВЭД2 из группы 56, также можно посмотреть договор аренды и проверить, что там написано, поименована ли там как-то именно торговая площадь, если нет это также может являться дополнительным доказательством в Вашу пользу.
Важно обосновать, что согласно п.п. 1, 7 ст. 2 Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», вы не осуществляете ниже перечисленные виды деятельности, не обладаете соответствующими объектами:
торговая деятельность (далее также — торговля) — вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров.
площадь торгового объекта — помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей.
продовольственные товары — продукты в натуральном или переработанном виде, находящиеся в обороте и употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, безалкогольные напитки, жевательная резинка, пищевые добавки и биологически активные добавки.
Деятельность объектов общепита регулируется Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» и Правилами оказания услуг общественного питания, утв.постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 N 1515.
По итогу сам регоператор изменить Ваш вид отхода без суда не может. Даже если он сам пойдёт в суд (тут никто его не ограничивает в рамках ГК РФ), то при вменяемом судье и наличии у Вас документов на отходы (можно сделать ещё в свободной форме акт об инвентаризации, в котором прописать все классификационные признаки, образующихся у Вас отходов с соответствующими протоколами), то суд не пойдёт на расширение договора, у него не будет оснований, ведь Ваши отходы НЕ ТКО.