О циклической экономике начали говорить еще в шестидесятых годах прошлого века. В последующие годы теории по построению экономики замкнутого цикла легли в основу многих программных документов ООН по устойчивому развитию. Сегодня можно с уверенностью сказать, что крупный бизнес активно подключается к данному процессу, меняя свои подходы к производству товаров. Так, линейная схема «произвели – использовали – утилизировали» меняется на цикличную, при этом процесс рециклинга рассматривается как непрерывный. Построение экономики замкнутого цикла остается одним из приоритетов для России. В прошлом году был представлен федеральный проект «Экономика замкнутого цикла», в котором обозначены основные направления работы на ближайшие годы. Однако хочу отметить, что построить циклическую экономику невозможно только усилиями государства: в процессе должны активно участвовать бизнес, общественные организации и, по большому счету, все граждане.
Крупные компании сегодня, безусловно, задают тренды в вопросах устойчивого развития и построения циклической экономики. Беря на себя серьезные обязательства и ставя амбициозные задачи, крупный бизнес предъявляет определенные требования и к поставщикам, поскольку нельзя говорить об истинной экологичности продуктов, если не смотреть на то, как производится и доставляется сырье. Например, у Unilever принята «Политика ответственного партнерства», регламентирующая требования к поставщикам и производителям продукции на различных этапах жизненного цикла товара от сбора сырья до утилизации использованного продукта. Во многих других компаниях также приняты правила, определяющие взаимодействие с поставщиками. Понятно, что у малого и среднего бизнеса может быть меньше ресурсов и знаний для полноценного погружения в вопросы устойчивого развития. Поэтому мы не просто предъявляем к нашим партнерам свои требования, но и выступаем экспертами по ESG-тематике, делясь наработками и успешными практиками.
При создании упаковки товаров важно, сколько вторичного сырья используется в составе материала такого флакона или баночки, есть ли в его структуре неперерабатываемые компоненты (к примеру, термоусадочная пленка или помпа с пружиной) и можно ли в дальнейшем такую упаковку переработать с учетом наличия соответствующей инфраструктуры. Обращу внимание, что ответственные производители в FMCG-секторе (Fast-Moving Consumer Goods, товары повседневного спроса) не только переходят на упаковки из переработанных и пригодных к переработке материалов, таких, например, как картон или пластик. Некоторые компании, например, OZON, «ВкусВилл», Яндекс.Еда, «Додо Пицца» отказываются от избыточных расходных материалов (так называемой «доупаковки» в несколько слоев бумаги, пакетов и так далее). В своем отчете об устойчивом развитии за 2022 г. мы рассказали, что сейчас порядка 70% всей полимерной упаковки является пригодной для переработки, а 180 наименований косметической продукции продается в упаковке из вторичного пластика. В прошлом году потребление переработанного пластика в упаковке было увеличено до 2300 т.
Однако производителям товаров FMCG-сектора довольно сложно отследить судьбу своего продукта, упаковки после использования. К сожалению, сейчас не более 12% того, что выбрасывается людьми в мусор, перерабатывается. И, собственно, все, что мы можем предпринять – это сделать упаковку максимально готовой для сортировки и переработки, а также формировать спрос на упаковку из вторичного сырья. Но дальше ответственность переходит к потребителям и операторам по сбору отходов. И в последние годы мы видим, что потребители проявляют все больший интерес к сортировке отходов. Так, покупатели звонят нам на горячую линию и предлагают идеи, задают вопросы. А вот работа с операторами – это задача, прежде всего, государства.
Хотя производители не занимаются сбором и утилизацией отходов, они могут проводить точечные акции, чтобы привлечь внимание потребителей к теме раздельного сбора. Так, совместно с группой компаний «Экотехнологии» Unilever четвертый год продолжает поддерживать сеть из 15 фандоматов в торговых предприятиях «Перекресток» и «Магнит» для приема использованной пластиковой тары. Кстати, в 2022 г. таким образом были собраны 631,5 кг пластика. Также совместно с сетью «Перекресток» и «Экотехнологии» был организован сбор алюминиевых аэрозольных баллонов. За год удалось собрать более 800 кг алюминия, половина вторсырья ушла на изготовление 8 велосипедных парковок, которые установили возле супермаркетов в Санкт-Петербурге. Такие акции, конечно, по объемам сбора отходов в масштабах региона или страны незначительны, но они позволяют обучать людей сортировке отходов и привлекать их к сдаче вторсырья на переработку. Кроме того, ответственные компании сегодня много рассказывают потребителям о переработке и сортировке отходов. Есть специальные сайты, наглядно показывающие, на что это влияет и как это работает. На упаковках, зачастую, есть QR-коды, по которым можно получить более подробную информацию о том, как правильно подготовить упаковку к переработке и куда ее можно сдать.
Кстати, конкуренция в данной сфере не приветствуется бизнес-сообществом, поэтому очень часто можно наблюдать самые крупные и неожиданные партнерства и коллаборации. Как правило, инициативы в области экологии и создания инфраструктуры для сбора и переработки являются дорогостоящими, и, объединяясь, бизнес пытается собрать необходимые ресурсы. Так, Unilever наряду с другими пятью ответственными производителями в России приняла участие в реализации первого этапа проекта ассоциации РусПРО. Для бизнеса проект заключался в построении эффективной модели расширенной ответственности производителя (РОП) через реализацию полноценной инфраструктуры по раздельному сбору твердых коммунальных отходов (ТКО), а также дальнейшей их переработке. Потребители, в свою очередь, могли принять участие в сборе отходов по четырехпоточной системе. Есть желтый, синий, черный бак, а также бак для смешанных ТКО. В них собиралось 7 фракций упаковки: полимерной, жестяной, алюминиевой, картонной (в том числе tetrapack), бумажной и стеклянной. Проект начался в ноябре 2021 г., а полноценная инфраструктура была развернута к июню 2022 г. в Сочи, Новосибирске и Санкт-Петербурге. За прошедший год удалось собрать 612 т отходов, 93% из которых переработано без использования технологий термической утилизации, производства техногрунтов и компостирования.
Еще одна задача бизнеса – просветительская. Например, это работа по созданию методик и рекомендаций, которые должны помочь малому и среднему бизнесу встать на ESG-путь. Отмечу, что со стороны МСП есть запрос по этой теме: каждый второй российский бизнесмен считает, что стране необходимы общие национальные стандарты и требования для всех отраслей, включая устойчивое развитие. При этом многие представители малого и среднего бизнеса в России (68%) не достаточно хорошо осведомлены о том, что такое ESG. Именно поэтому в 2021 г. «Лига зеленых брендов» презентовала методологию оценки ESG-зрелости компаний из сектора МСП.
В заключении хочу сказать, что ответственные производители делают уже практически все, что могут, чтобы упростить задачу потребителя – ему остается выбрать более экологичный продукт, опираясь на репутацию и экспертизу бренда, а после – отправить упаковку на сортировку. Важно, чтобы потребители понимали, что именно от них, от их выбора товаров, от их участия в сортировке отходов, от осознанного потребления зависит, как быстро встроится циклическая экономика в нашу культуру.