Опытный образец очистного комбайна, отвечающего всем современным требованиям, готовы создать на Юргинском машиностроительном заводе. Он мог бы стать альтернативой зарубежной технике, поставки которой в Россию прекратились из-за западных санкций.
Этот проект — еще и шанс на возрождение завода, который переживает не лучшие времена. К 2020 году градообразующее предприятие накопило огромные долги, после чего было признано банкротом. На «Юрмаше» открыли конкурсное производство, и его мощности передали в аренду дочерней компании. В мае 2022-го завод возобновил работу. В сложнейших экономических условиях машиностроители провели модернизацию и начали выполнять заказы крупных добывающих предприятий.
— Сейчас, когда границы закрыты, угольщики развернулись в нашу сторону, — констатирует директор производственной компании «Юрмаш» Виктория Мирошниченко. — Они заинтересованы в ремонте силовой гидравлики для горно-шахтного оборудования — домкратов, гидроцилиндров, гидростоек разных производителей, в том числе иностранных, — и активно размещают заказы на ремонт. Мы сейчас можем оказывать услуги любой направленности, под любые запросы. Так что хоть цех силовой гидравлики и загружен, мы продолжаем набирать людей — в основном тех, кто работал на заводе раньше. А наш механосборочный цех производит секции механизированных крепей для шахт. В феврале отгрузили заказчику партию готовой продукции (пять секций для перемонтажа лав) и взяли аналогичные секции в ремонт. Качество готовых изделий проверяем на испытательном стенде — единственном такого рода во всей стране. И ждем новых заказов, поскольку угольные компании, как сообщили их руководители, реализуют ряд крупных проектов. Мы очень надеемся, что все проекты выстрелят, и это спасет наш завод.
Начало производства очистных комбайнов в Кузбассе еще больше укрепит позиции «Юрмаша». Учитывая то, что в 2017 году завод по заказу одной из шахт уже изготовил комбайн К750Ю, который прошел предварительные испытания и получил одобрение горняков. Оставалось лишь устранить отдельные недостатки. И теперь проще не начинать все с нуля, а доработать ту самую машину с учетом новых требований.
На выпуск и испытания промышленного образца, по словам Виктории Мирошниченко, уйдут два с половиной года и немалые средства. Последними юргинские машиностроители не располагают, то есть вся надежда на то, что появится заинтересованный инвестор. А если еще точнее — потребитель новой техники. Это, кстати, одно из главных условий федерального финансирования проекта.
Директор Научно-образовательного центра «Кузбасс» Ирина Ганиева напомнила: отечественные угольные компании долгое время покупали за рубежом не только оборудование, но и готовые технологии. Однако времена меняются, и в последние три-четыре года растет интерес к отечественным разработкам. Акцентировать ни них внимание представителей углепрома призвана комплексная научно-техническая программа полного инновационного цикла «Чистый уголь — Зеленый Кузбасс». Развитие угольного машиностроения — один из ее приоритетов.
По словам Ирины Ганиевой, программа завершится в 2026 году внедрением в производство свыше тридцати инновационных разработок. Ожидается, что эффект от их применения в первый же год превысит четыре миллиарда рублей.
Прямая речь
Андрей Панов, заместитель губернатора Кузбасса по ТЭК, транспорту и экологии:
— В настоящее время очистные комбайны в России не выпускают вообще. В связи с санкциями ведущие мировые производители перестали поставлять свою продукцию российским компаниям, часть из которых сразу переключилась на Китай. Но это временное решение — заниматься замещением одного импорта другим в перспективе малоэффективно. У китайских производителей масса коммерческих предложений с готовой продукцией, но нам нужно оборудование отечественного производства. Понятно, что получим мы его не завтра, но лучше наладить собственное производство, чем пойти по простому пути, сменив одного импортного поставщика на другого.