Забота об экологии в настоящее время стала неотъемлемой частью российского ретейла. Крупные игроки формируют долгосрочные ESG-стратегии, не жалея средств на реализацию «зеленых» программ. Инициативы, связанные с экологической ответственностью, касаются сокращения объема отходов, развития общественной культуры рационального потребления, сбережения природных ресурсов, а также волонтерских программ по озеленению территорий.
«Инициативы федерального ретейла направлены как на сокращение вредного воздействия на окружающую среду, так и на стимулирование экологичного поведения среди потребителей и их поддержку в стремлении вести здоровый образ жизни, — пояснил председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев. — Цели в области устойчивого развития внесены в стратегии развития крупнейших игроков. Одной из ключевых задач в этом направлении является существенное уменьшение углеродного следа. В качестве целевых ориентиров выступают конкретные показатели сокращения выбросов парниковых газов. С точки зрения ежедневной минимизации вреда окружающей среде торговые сети ведут планомерную работу по сокращению объема отходов, направляемых на полигоны, в пользу вторичной переработки».
Российские ретейлеры уже добились хороших результатов в том, что касается переработки пластика или картона. Согласно данным АКОРТ, по итогам 2022 года более 90 процентов твердых отходов от операций распределительных центров и магазинов крупнейших игроков было направлено на вторичное использование.
«Одна из наших стратегических целей — передавать на переработку до 95 процентов материалов от операций компаний на распределительных центрах, в магазинах, в офисах, — говорит директор по устойчивому развитию X5 Group Мария Подкопаева. — Ежегодно мы передаем сотни тысяч тонн пластика, картона, пленки и другого вторсырья. Только в прошлом году на вторичное использование была направлена 351 тысяча тонн картона».
Заботятся об экологии не только продуктовые ретейлеры. Например, сеть гипермаркетов бытовой техники «М.Видео-Эльдорадо» уже нескольких лет реализует крупный проект по сбору и передаче на переработку старой техники. За это время компания отправила на переработку около десятка тысяч тонн устаревших бытовых приборов. Также сеть перерабатывает 85 процентов собственных отходов.
Российские ретейлеры стараются не только самостоятельно следовать принципам заботы об окружающей среде, но и активно вовлекают в этот процесс покупателей. Многие помнят, как пять-семь лет назад продуктовые супермаркеты бесплатно выдавали на кассе пластиковые пакеты для упаковки продуктов. Однако ситуация начала меняться. Один за другим продуктовые сети сначала ввели плату за пакеты, а затем запустили кампанию по популяризации многоразовых шопперов взамен пластика. По данным Greenpeace (внесена в перечень нежелательных на территории РФ организаций), одноразовые пакеты входят в топ-10 главных загрязнителей Мирового океана. Ежегодно на планете используется более одного триллиона таких пакетов, и до вторичной переработки доходит лишь один из двухсот.
«Торговые сети ведут активную работу с покупателями в части сокращения использования пластика, — отмечает Игорь Караваев. — Для пакетов используются биоразлагаемые материалы, а покупателям всегда предлагают в качестве альтернативы многоразовые сумки и мешочки-фруктовки. Подобные инициативы находят отклик у потребителя: продажи экосумок с каждым годом растут».
Число людей, желающих внести вклад в заботу об окружающей среде, с каждым годом растет
Сегодня ходить за покупками с многоразовым шоппером считается хорошим тоном и демонстрацией своей заботы об окружающей среде. Эксперты уверены, что российские потребители готовы поддерживать экологические инициативы. Количество людей, которые хотят внести свой посильный вклад в заботу об окружающей среде с каждым годом растет. Именно поэтому такие экологические программы, как сбор макулатуры, одежды, использование контейнеров для сбора и дальнейшей утилизации батареек, лампочек, пластиковой тары находят отклик у покупателей.
«Федеральные ретейлеры ведут большую образовательную работу со своими клиентами, а также стимулируют к правильной утилизации использованных товаров, — говорит Игорь Караваев. — Для потребителей устанавливаются фандоматы для сбора пластиковой и алюминиевой тары, а также макулатуры. Более того, некоторые компании предоставляют возможность покупателям сдать ненужные текстильные изделия и обувь. Такую потребительскую инициативу стимулируют скидками, а собранные вещи централизованно отправляются на заводы для переработки. Экологически ответственный подход сетевой торговли не только позитивно влияет на лояльность покупателей, но и помогает им формировать культуру осознанного потребления».
Проекты фудшеринга могли бы спасти до миллиона тонн продовольствия каждый год
Данные о проделанной работе показывают, что результат есть. К примеру, компания X5 Group за первую половину 2023 года собрала и передала на переработку более 26 тонн батареек. А за 2022 год с помощью специальных контейнеров удалось собрать в общей сложности 14,4 тысячи книг, из которых около 4 тысяч книг пошли в переработку, а остальные — в библиотеки.
Еще один перспективный тренд в сокращении отходов — фудшеринг — передача на благотворительность продуктов, срок годности которых подходит к концу.
«Пока проекты фудшеринга развиваются на добровольной основе только отдельными торговыми сетями, однако уже сейчас они позволяют сократить списания по отдельным товарным категориям в среднем на 25 процентов, а объем переданной на благотворительность продукции у торговых сетей-участников исчисляется десятками тонн, — поясняет Игорь Караваев. — В случае поддержки государством на законодательном уровне такие проекты могут спасти до миллиона тонн продовольствия в год и обеспечить примерно половину рациона для 3,5 миллиона россиян».
90 процентов твердых отходов от операций распределительных центров и магазинов крупнейших ретейлеров направлено на вторичное использование в 2022 году
Дело в том, что развитие фудшеринга пока тормозит отсутствие необходимой законодательной базы. Сегодня ретейлерам выгоднее утилизировать продукты, чем отдавать на благотворительность, поскольку такая передача облагается НДС.
Впрочем, продукты, срок годности которых уже истек, ретейлеры тоже не выбрасывают просто так. Они направляются на переработку в корма для сельскохозяйственных животных и на удобрения. Это способствует сокращению объемов органических отходов на полигонах.
Есть и другие инструменты реализации политики экологической ответственности, начиная от выпуска коллекций верхней одежды из переработанного пластика и заканчивая применением экологичных или переработанных материалов в дизайне магазинов. Такие инициативы тоже находят отклик у покупателей.
«Мы видим интерес людей к теме экологии, так как каждый год все большее количество человек принимают участие в наших экопроектах», — отмечает Мария Подкопаева.