Также исследователи ГЕОХИ РАН определили, что органика, попадающая в водоемы Валдайского национального парка в летний период, позволяет снизить концентрацию тяжелых металлов, накопленных во время таяния снега
Российские геохимики выяснили, что в экологически чистых водах Валдайского национального парка по естественным причинам весной повышается уровень тяжелых металлов, а летом их содержание падает. Об этом сообщили ТАСС в пресс-службе Института геохимии и аналитической химии имени В. И. Вернадского Российской академии наук (ГЕОХИ РАН).
«Данные, полученные в течение восьми сезонов, отражают изменения содержания токсичных форм элементов в течение года в лизиметрических водах, то есть водах, которые собираются за счет вертикального движения почвенного раствора, под гумусовым горизонтом. Выявлено, что в весенний период за счет снеготаяния доля токсичных форм элементов возрастает, в летний период за счет биохимической деятельности найдено значительное снижение токсичных форм элементов», — сообщила старший научный сотрудник лаборатории эволюционной биогеохимии и геоэкологии ГЕОХИ РАН Марина Дину, чьи слова приводятся в сообщении.
В работе установлено, что поступающие с водосбора (местности, окружающей водоем) органические вещества летом подавляют активность ионов никеля, кадмия, меди и свинца. В то же время повышенное содержание «светлого гумуса», низкомолекулярных органических веществ, позволяет снизить содержание в воде ионов металлов, преимущественно цинка и кобальта.
«Практическая значимость проведенных исследований заключается в том, что предложенный подход можно использовать для оценки опасности любых поверхностных вод суши (реки, озера) относительно «нормы», то есть предельно допустимых концентраций (ПДК) токсичных элементов, регламентируемых в настоящее время Росприроднадзором», — добавила Дину.
Сотрудники лаборатории эволюционной биогеохимии и геоэкологии проводили эти исследования ежесезонно на протяжении восьми лет. Национальный парк «Валдайский» — особо охраняемая природная территория, он расположен на значительном удалении от промышленных предприятий. Это делает его идеальной моделью для исследования климатических и геохимических факторов формирования вод на условно фоновой территории, то есть местности, практически лишенной антропогенных или других внешних источников загрязнения.