О позитивных трендах, новых решениях и сложностях, с которыми сталкиваются компании при использовании вторичного сырья
Все чаще на магазинных полках можно встретить товары в упаковке, изготовленной с применением вторичных материалов. Теперь это не только бытовая химия: в марте 2023 г. сняты ограничения на использование rPET (переработанного полиэтилентерефталата) и в отношении упаковки для пищевых продуктов.
Тема сокращения, повторного использования и переработки отходов, в частности упаковки от товаров массового потребления, уже не первый год одна из самых обсуждаемых как в глобальной, так и в российской экологической повестке. Страны рассматривают разные подходы к решению проблемы, но практически везде упор делается на обращение с пластиком как одной из самых распространенных категорий отходов. Согласно прогнозам, к 2050 г. мировые объемы производства пластика увеличатся до 1,1 млрд т в год. При этом еще в 2017 г. данный показатель составлял 438 млн т ежегодно.
У проблемы образования отходов два решения – меньше производить и больше перерабатывать. Это взаимосвязанные процессы, формирующие замкнутый цикл. Решения, на первый взгляд, очевидные, но существуют сложности в их реализации.
Что же не позволяет производителям осуществить быстрый и массовый переход на упаковку из вторсырья?
Один из важных вопросов, который задает себе бизнес, решающий работать с вторсырьем, касается целесообразности такого подхода. Помимо социально значимой задачи – минимизировать влияние на окружающую среду – проекты по вовлечению отходов в производство должны быть и экономически оправданными. Пожалуй, ключевой проблемой, которая тормозит повсеместное внедрение подобных практик, является высокая стоимость вторсырья: тот же переработанный пластик в настоящее время выходит дороже первичного. С этим связан и низкий спрос на вторичное сырье. Сейчас упаковку из вторсырья используют только лидеры отраслей, подавая тем самым пример, но необходимо привлечь к этому и других участников рынка.
Еще одна проблема – все еще слабое развитие инфраструктуры для обращения со вторичными отходами. Это касается как сбора, так и обработки. Хотя система раздельного сбора отходов начинает постепенно налаживаться (в Москве, например, еще с 1 января 2020 г. действует двухпоточная система сбора коммунальных отходов), во многих регионах она все еще не является обязательной. Параллельно с этим отмечу и недостаточное наличие мощностей по утилизации и работе со вторсырьем – сортировочных комплексов, станций переработки.
При этом технологии заметно продвигаются вперед, и те российские производители упаковки, которые осваивают данное направление, уже сейчас готовы предложить передовые решения, соответствующие лучшим мировым практикам. Так, в 2023 г. AB InBev Efes первой в пивоваренной индустрии начала выпуск продукции в rPET-бутылке из гранул Vivilen с включением до 25% вторичных полимеров. Данная инициатива стала результатом сотрудничества с производителем гранул, компанией «Сибур». По предварительным оценкам, такое партнерство позволит ежегодно вовлекать во вторичную переработку порядка 1500-2000 т пластиковых отходов. Кроме этого, компания совместно с рядом поставщиков провела первые тесты по добавлению 25% rPET и в термоусадочную пленку. Полученные результаты дают основания рассчитывать на запуск инициативы в промышленном масштабе уже в 2024 г.
Экологичные решения внедряют также крупные ритейлеры и производители косметики и бытовой химии. Например, компания Unilever уже давно использует вторичные материалы в своей упаковке, а сеть «Перекресток» начала в этом году использовать тележки из переработанного пластика.
Кстати, новые технологичные решения на рынке затрагивают не только пластик. Летом 2023 г. на Петербургском международном экономическом форуме компании «Сибстекло» и AB InBev Efes подписали соглашение о расширении сотрудничества в сфере устойчивого развития. Планируется нарастить объемы вторсырья для производства стеклянной тары и оценить возможности повышения его доли до 80% в составе сырьевой смеси для изготовления коричневой бутылки и до 45% – для прозрачной. Поэтому, несмотря на сложности, на рынке экологичной упаковки наблюдаются и позитивные тенденции. Так, по некоторым оценкам, к концу 2025 г. доля экоупаковки (включая упаковку, изготовленную с применением вторсырья) в России может превысить 50%.
На развитие рынка вторсырья влияют и решения, принимаемые на государственном уровне. Так, до недавнего времени использование вторсырья в пищевой упаковке сдерживал ГОСТ, в который в 2023 г., наконец, были внесены изменения. Однако мы наблюдаем и ужесточающиеся законодательные требования, которые несут существенную финансовую и административную нагрузку. В частности, речь идет о чрезмерно высоких ставках экологического сбора и повышающих коэффициентах к ним на ПЭТ (полиэтилентерефталат) зеленого и коричневого цветов, который отнесли к той же группе, что и комбинированный ПЭТ «кислотных» оттенков, тогда как он собирается и перерабатывается абсолютно так же, как прозрачный или голубой. Любая продукция должна оправдывать себя экономически, произведенная из вторсырья в том числе. И помимо «кнута», ответственному бизнесу очень хочется рассчитывать и на стимулирующие законодательные решения для перехода на экологичные виды упаковочных материалов. Например, учитывать в формуле расчета базовой ставки экосбора ситуацию, когда доходы от продажи вторсырья превышают прибыль бизнеса по сбору и утилизации (например, в категории алюминия, как это сделано, скажем, в Норвегии или Белоруссии).