Каждый третий житель России (35%) считает маркировку «эко» на упаковке маркетинговой уловкой для повышения стоимости товара. Примерно столько же (32%) думают, что российские компании заявляют о принципах экологичности для выстраивания имиджа, а не заботе о природе. Это следует из исследования, проведенного аналитическим центром НАФИ и коммуникационным агентством LikePR, которое есть в распоряжении «Российской газеты».
Чаще всего скептически к маркировкам товаров относятся россияне старше 45 лет (40%, против 24% молодежи) и мужчины (39% против 32% женщин). В то, что при производстве товаров со знаком «эко» был нанесен минимальный вред природе, верит каждый десятый (11%). Преимущественно это молодежь: 22% против 10% россиян старше 45 лет.
Представители старшего поколения также наиболее критично смотрят на экоответственность компаний — 35% скептично настроенных старше 45 лет.
Всего 12% россиян считают, что бизнес действительно заботится об окружающей среде, если заявляет об этом. Среди них в 3 раза больше молодежи, чем россиян зрелого возраста: 27% и 8% соответственно.
Сочетать высокую рентабельность и заботу об экологии можно, считает каждый четвертый опрошенный (23%). Чаще всего в этом убеждены женщины (26% против 19% мужчин) и россияне с высшим образованием (26%).
В бизнесе можно либо решать социальные и экологические задачи, либо зарабатывать деньги, уверены 26% россиян. Такой подход разделяют в первую очередь мужчины (31% против 22% женщин), респонденты без высшего образования (28%) и опрошенные с высоким уровнем дохода (42%).
Почти две трети россиян (67%) больше доверяли бы компаниям, если бы те открыто рассказывали о результатах соблюдения экологических принципов. Самый высокий запрос на информированность демонстрируют россияне старше 45 лет (70%). Эта категория опрошенных наиболее скептически относится к экологическим стратегиям бизнеса, поскольку считает их маркетинговыми уловками.
«Чтобы развеять у граждан предрассудки о маркетинговых уловках при маркировке товаров, бизнесу нужно быть открытым, информировать о качестве продукции и официально демонстрировать ее нетоксичность, полезность. Уже много лет в России существует практика подготовки компаниями ESG-отчетов, с помощью которых бизнес может рассказать о своих экологических инициативах, о безопасности производства продукции, ее натуральности, а также о влиянии организации на состояние окружающей среды», — пояснила Анна Пузыренко, лидер практики ESG-коммуникации, основатель коммуникационного агентства LikePR.
Опрос был проведен аналитическим центром НАФИ в декабре 2022 года с помощью собственной исследовательской платформы «Тет-о-Твет». В нем участвовало 1600 человек в возрасте от 18 лет.
Инициативы ретейлеров
В России тренд на экоосознанность поддерживается во многом благодаря ретейлерам. В магазинах «Магнит», 5 X Group, «Азбука вкуса», «ВкуссВилл» организовывают сборы и отправляют на переработку батарейки, крышки и прочее вторсырье. За год в каждой категории набираются сотни тонн отходов. Помимо этого, многие ретейлеры меняют оборудование на энергосберегающее и запускают социальные проекты.
Например, «Магнит», X5 Group и «Азбука Вкуса» внедрили у себя фудшеринг — начали бесплатно раздавать малоимущим продукты, у которых срок годности подходит к концу. За полгода существования проекта «Магнит» передал около 20 тонн товаров, из которых 6 тонн — овощи и фрукты. Продукты получили более 11,5 тысячи человек или 2,6 тысячи семей. Сеть магазинов также уменьшает углеродный след в логистике и доставке через обновление автопарка.
Инициативы устойчивого развития поддерживают и представители интернет-торговли. Маркетплейс Lamoda создал специальный раздел для экотоваров — Lamoda planet, ассортимент которого за два года вырос в 180 раз. Сегодня в нем представлено более 630 тысяч позиций от 3026 брендов.
В прошлом году каждый второй покупатель (51,7%) площадки выбирал как раз экологичные, этичные, благотворительные или инклюзивные товары. Это в 4 раза превышает показатели предыдущего года. Особой популярностью пользуются изделия из переработанных материалов, косметические средства, которые не тестировали на животных, а также инклюзивные товары, учитывающие особенности здоровья.
Кроме того, маркетплейс вместе с фондом «Второе дыхание» организовал сбор одежды, домашнего текстиля и обуви. Ненужные вещи можно оставить в пунктах выдачи заказов. После сортировки часть одежды передается нуждающимся, что-то направляется в секонд-хенд магазины Charity Shop, остальное отвозится на переработку. В прошлом году организации собрали 71,9 тонны изделий.
В 2022 году сервисы «Яндекс Еда» и Delivery Club прекратили по умолчанию добавлять в заказы пластиковые приборы. Инициативу поддержали 4000 ресторанов. Теперь еда из них приезжает с вилками, ложками и ножами, только если пользователи сами указывают это при оформлении.
За год без приборов было доставлено 79% заказов — это примерно 239 тонн неиспользованного пластика.
Помимо этого, Delivery Club и центр «Сборка» запустили проект для сдачи вторсырья на переработку — экотакси. Водитель забирает пакеты прямо из квартиры или офиса заказчика, затем сотрудники центра сортируют собранное сырье и отправляют напрямую переработчикам. Стоимость услуги начинается от 1200 рублей.