В отвалах ТЭЦ находится свыше 1,2 млрд тонн таких отходов
Впервые золошлаковые материалы в Бурятии будут применены при ремонте участка с 3 по 8 км автодороги Новоильинск-Горхон-Кижа-граница с Забайкальским краем в Заиграевском районе. Ремонт стартовал в прошлом году и продолжится в этом благодаря нацпроекту «Безопасные качественные дороги». На данном участке золошлаки, с отвалов республиканской ТЭЦ , будут применены для укрепления основания дорожной одежды, сообщает UlanMedia (УланМедиа) со ссылкой на региональный минтранс.
Между правительством Бурятии и ФАУ «РОСДОРНИИ» заключено соглашение о сотрудничестве по содействию и внедрению новых технологий на территории республики. В рамках этого осуществляется научно-техническое, методическое, организационное и информационное сопровождение, включая внедрение передовых технологий проектирования составов асфальтобетонных смесей, а также расширения практики применения местных материалов в дорожном строительстве.
Так, на участке с 3 по 8 км автодороги Новоильинск-Горхон-Кижа-граница с Забайкальским краем будет устроен слой основания из крупнообломочного грунта, обработанного золошлаковым вяжущим, методом холодного ресайклинга. Золошлаковый материал доставят на объект с Улан-Удэнской ТЭЦ-2 в количестве 8 тыс. тонн.
По словам заведующей Испытательной лабораторией Натальи Дедюхиной, метод укрепления грунта золошлаковыми отходами крайне перспективен для сферы транспортного строительства. Он позволяет сэкономить на цементе, продлить срок службы автомобильных дорог с наименьшими финансовыми затратами и без потери качества.
«В России около 70% всей электроэнергии вырабатывается при сжигании твердого топлива — углей, сланцев, торфа, в результате чего образуется около 50 млн. тонн в год отвалов золошлаковых смесей. В отвалах ТЭЦ находится свыше 1,2 млрд. тонн таких отходов, а уровень их утилизации составляет только около 10%. Поэтому использование отходов от сжигания твердого топлива — это не столько вопрос экономии материальных ресурсов, сколько проблема возрастающего загрязнения окружающей среды и, следовательно, здоровья нации. Золошлаковые материалы имеют перспективу широкого применения в целях ресурсосбережения, поэтому наиболее рациональным будет их вовлечение в дорожное строительство», — отметил Александр Гоге, министр по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Бурятии.
Существует пять основных направлений переработки ЗШМ (в порядке убывания популярности): строительные материалы (цемент, кирпич, блоки), дорожное строительство (наполнители для дородного полотна), строительные проекты (стеновой материал), производство различных наполнителей, сельское хозяйство (стабилизаторы почвы).
В настоящее время прорабатывается вопрос использования золошлаковых материалов на автомобильных дорогах местного значения в Улан-Удэ.
В дорожном строительстве золы и смеси используются при сооружении земляного полотна, для устройства укрепленных оснований, в качестве заполнителя и минерального порошка в асфальтобетонах. Золы сухого улавливания можно применять в качестве самостоятельного вяжущего, а также как активную добавку к неорганическим и органическим вяжущим веществам.
Отметим, в Бурятии при ремонте дорог, в том числе по нацпроекту «Безопасные качественные дороги», применяются технологии холодной регенерации, геосинтетические материалы, добавки и т.д. Все это продлевает срок службы и повышение качества дорожных покрытий.