Департамент многостороннего экономического сотрудничества и специальных проектов Минэкономразвития России разработал стратегический документ по сближению подходов к ESG-рейтингованию и активизации регионального сотрудничества, сообщается на сайте министерства. Это результат работы, проанонсированной в мае 2023 г. на семинаре, посвященном теме ESG-рейтингования в странах Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) «Перспективы сближения подходов к ESG-рейтингам и активизации регионального сотрудничества», который был организован Минэкономразвития, Банком России и «Сбером».
В семинаре весной принимали участие более 100 представителей стран-участниц ШОС, наблюдателей из Монголии и Белоруссии, партнеров из Египта, Катара и Камбоджи, включая регуляторов, провайдеров ESG-рейтингов и участников рынка устойчивого развития. В частности, в нем участвовали российские рейтинговые агентства «Эксперт РА» и АКРА.
В странах ШОС – Китае, Индии, России, Казахстане – существует спрос на ESG-рейтинги, отмечают эксперты. «Страны ШОС обладают значительным потенциалом в сфере устойчивого финансирования, – рассказал директор департамента многостороннего экономического сотрудничества и специальных проектов Минэкономразвития России Никита Кондратьев. – Взаимодействие между странами ШОС и их ближайшими партнерами по вопросам ESG-рейтингования призвано внести вклад в развитие национальных рынков ESG-рейтингования, гармонизировать подходы по данному вопросу на пространстве ШОС и создать основу для взаимного признания результатов ESG-рейтингов». Кондратьев сообщил, что планируется проведение исследования действующих практик и методологий ESG-рейтингования национальными рейтинговыми агентствами и иными структурами, предоставляющими подобные услуги, а создание единой системы ESG-рейтингования позволит обеспечить взаимный доступ компаний и профессиональных участников к рынкам устойчивого финансирования в регионе ШОС.
Инициатива Минэкономразвития в гармонизации стандартов присвоения рейтингов по линии ШОС происходит в контексте процесса формирования регулирования ESG-рейтингов в мире в целом, рассказал директор группы оценки рисков устойчивого развития АКРА Владимир Горчаков. «Эти процессы идут и в Европейском Союзе (ЕС), и в Китае, – отметил эксперт. – Регуляторы по всему миру, в том числе в России, постепенно пытаются гармонизировать это пространство, чтобы финансовым рынкам, эмитентам, компаниям было проще работать по единым стандартам качества и единым методологическим стандартам. В наибольшей степени здесь продвинулись в ЕС, где процесс может быть завершен уже в следующем году».
По мнению Горчакова, в идеале на пространстве ШОС будут приняты единые стандарты транспарентности по отношению к организациям, которые присваивают рейтинги. В России уже сейчас создана одна из самых транспарентных в мире систем ESG-рейтингования, утверждает эксперт. На этом рынке в нашей стране работают кредитные рейтинговые агентства, регулируемые Банком России, у которых требования раскрытия методик и процедур выше, чем, допустим, у консалтинговых компаний или информационных агентств, которые занимаются рейтингованием на зарубежных рынках. Например, в Китае компании публично не раскрывают свои методики. В России, напротив, все методики детально и публично раскрыты.
Однако пока вопрос о том, будут ли китайские или индийские компании, оказывающие услуги по ESG-рейтингованию, следовать создающимся в России стандартам, вряд ли стоит: российский рынок рейтингования по сравнению с индийским или китайским очень мал, считает Горчаков. «Если в России активные запрошенные рейтинги не превышают 30-40, то в Индии и Китае счет идет на тысячи. В этих странах немного другая модель: компаниям, имеющим листинг на бирже, присваиваются незапрошенные рейтинги», – сказал он.
В «Сбере» также отмечают, что в странах ШОС, как и в остальном мире, отсутствуют единые стандарты предоставления ESG-рейтингов. Как рассказала летом этого года в интервью «Коммерсанту» старший вице-президент «Сбера» по ESG Татьяна Завьялова, деятельность поставщиков услуг в области ESG-рейтингования там не является предметом регулирования на государственном уровне и формализуется на уровне руководств, рекомендаций, частных или добровольных стандартов.