ВОПРОС
С 1.03.2022 вступили поправки в 89-ФЗ, после которых юр. лиц обязали передавать лом АКБ как отход в Росатом, а юр. лица с лицензией на лом металлов теперь могут закупать лом аккумуляторов только у физ.лиц и между компаниями- ломовиками.
Вопрос: какие штрафы и санкции будут при игнорировании данных требований для покупателя ( с лицензией) и продавца ( без лицензии)?
Отвечает эксперт сайта Ecovopros.ru Бирюкова Надежда.
Во-первых, смотря что именно понимать под «Лом АКБ» , если это аккумуляторы БЕЗ электролита, то это, как правило, отходы 3 класса опасности (см. коды 9 20 120 02 52 3 , 9 20 130 02 52 3 , 9 20 110 02 52 3 и т.д.), т.е. они не попадают под новые требования обязательной передачи данных отходов федеральному оператору (ФГУП «ФЭО» в рамках ст. 14.1-14.4 Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» .
С другой стороны появляются такие отходы только после удаления электролита, что может расцениваться как «обработка» опасных отходов, что тоже подлежит лицензированию и самостоятельно данный вид деятельности может производить только оператор, зарегистрированный во ФГИС ОПВК.
Во-вторых, речь может идти именно об АКБ, т.е. б/у предметах, которые ещё не перешли в отход, но при этом имеют остаточную ёмкость, не повреждены и могут использоваться по прямому назначению, то они вообще свободны в обороте и положения Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ и соответствующих подзаконных актов на них не распространяется.
Если речь идёт именно об отходах, то тут миновать ФГИС ОПВК и ФГУП «ФЭО» не нарушая закон НЕ получится, последствия могут быть и как для покупателя ( с лицензией), так и для продавца ( без лицензии). Не смотря на то, что пока прямые штрафы отсутствуют (см. проект https://sozd.duma.gov.ru/bill/330760-8, прошёл первое чтение), привлечь можно к ответственности за нарушение ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, так несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи и статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Хотя прецедентов пока найти не удалось, только угрозы в виде предупреждений со стороны Росприроднадзора образователям.
Также обращу внимание, что «безрисково» принимать отходы от физ.лиц можно будет с 01.09.2023, когда вступит в силу Федеральный закон от 04.08.2023 № 476-ФЗ, при этом с 01.09.2024 информацию о всех этих движениях отходов, принятых от физ.лиц, так же необходимо будет вносить в ФГИС ОПВК.