Мусорная реформа стартовала в СЗФО еще в 2019 году. Она должна была разгрузить заполненные до предела свалки и ускорить переработку отходов. Определенных результатов удалось достичь: доля сортировки бытового мусора в регионах по итогам 2022 года достигла 50 процентов. Однако в целом реформа заметно буксует: полигоны переполнены, действующие сортировочные заводы не справляются с объемами, а жители жалуются на растущие тарифы.
В 2022 году отходы стали уходить на организованные полигоны, что значительно сократило число нелегальных свалок. Если говорить о захоронении мусора, то по итогам прошлого года оно составило 81,4 процента от общей массы обработанных отходов. Это не означает рост числа свалок — просто усилился контроль за движением ТКО.
Проблема заключается в том, что даже при раздельном сборе и сортировке мусора его количество в регионах Северо-Запада физически не сокращается из-за отсутствия глубокой переработки. Отходы просто кочуют с одного полигона на другой — уже специализированный. Особенно остро этот вопрос стоит для субъектов с ограниченной территорией. Самый яркий пример — Калининградская область.
Главными проблемными объектами в регионе сегодня являются свалки в поселке Ельняки Гвардейского района и в поселке Круглово Зеленоградского округа. Суммарно их мощность превышает 73 тысячи кубометров мусора в год, и это лишь официальная статистика, доступная на сайте регионального оператора по обращению с отходами. На практике ситуация на полигонах критическая, а жители близлежащих населенных пунктов неоднократно обращали внимание региональных властей на проблемы с экологией.
В итоге систему обращения с отходами решили переформатировать. Новый мусоросортировочный завод, который запустили недалеко от уже упомянутого поселка Круглово, стал флагманским проектом «мусорной» реформы в регионе. Предприятие может перерабатывать 30 тысяч тонн коммунальных отходов в год. Построили его за счет средств калининградского оператора: общая стоимость комплекса превысила 15 миллионов рублей. Все оборудование на заводе отечественного производства, поэтому никаких проблем с его обслуживанием в дальнейшем не возникнет.
Один такой комплекс, безусловно, не потянет объемы мусора со всего региона, поэтому к 2025 году в эксклаве планируют запустить еще три аналогичных завода в Неманском, Гусевском и Багратионовском районах. Их суммарная мощность составит 370 тысяч тонн в год по обработке, 138,5 тысячи тонн — по утилизации и 175 тысяч тонн — по захоронению твердых коммунальных отходов.
Переполненные свалки при этом закроют. Полигон в Круглово уже официально не принимает мусор. Отсортированные отходы планируют вывозить с территории Калининградской области. Для этого даже потребовалось внести изменения в действующее законодательство.
— Переработчикам отходов нужно было доказать отечественное происхождение мусора при попытке его вывоза за пределы региона. Это связано с особенностями географии эксклава, не имеющего сухопутных границ с основной частью России, — пояснил сенатор Совета Федерации от Калининградской области Александр Шендерюк-Жидков. — Сейчас в законе четко прописано, что отход, образовавшийся на территории свободной таможенной зоны в Калининградской области, является таковым и в рамках Евразийского экономического союза. Проще говоря, это упростит бюрократические процедуры для компаний-переработчиков.
Впрочем, решение одной проблемы породило другую. Из-за закрывающихся полигонов удлинилась логистика по вывозу мусора. Это моментально отразилось на тарифах. Сегодня семья из трех человек в Калининградской области платит за эту услугу в среднем около трехсот рублей в месяц. До декабря 2022 года сумма была примерно на 30 рублей ниже. Власти поспешили успокоить жителей области: поднимать тариф в ближайшее время не планируют. Сортировка и переработка отходов в него не войдет, равно как и рекультивация переполненных свалок. Последнюю выполняют за бюджетные деньги по федеральному проекту «Генеральная уборка».
Не все хорошо с «мусорной» реформой и в Псковской области. Вопрос утилизации отходов встал в регионе особенно остро после закрытия главной свалки областного центра. Мусор, который там скапливался с 1947 года, начали свозить на другие районные полигоны, что моментально привело к росту тарифов. Чтобы решить проблему, власти планировали построить два специализированных технопарка на севере и юге региона, однако от этой идеи отказались. Теперь псковичи ждут строительства нового перерабатывающего завода, но случится это не раньше 2024 года.
Доля сортировки бытового мусора в регионах по итогам 2022 года достигла 50 процентов
В Петербурге и Ленобласти ситуация с мусором тоже неоднозначная. Объем сортировки отходов к концу 2023 года планируют догнать до 54 процентов — это самый высокий показатель в СЗФО. К 2030 году в Северной столице вовсе хотят сортировать весь собранный мусор. Сделать это помогут сразу пять современных заводов, два из которых разместят в Санкт-Петербурге, три — в области. Вот только строительство как минимум трех из них находится под большим вопросом. Проект в Оржицком поселении Ломоносовского района Ленобласти находится в опасной близости от Петергофа. Перспективный завод в карьере «Островский» рискует испортить Котлинский водоносный слой, который хранит стратегический запас артезианской воды для Петербурга и Ленобласти. Проект завода в Новоселах уже заблокирован, поскольку рядом находится аэродром Минобороны.
При этом борьба активистов, экологического оператора и властей, по мнению экспертов, не решает главную проблему — более двух миллионов тонн отходов, которые вырабатывает Петербург, нужно где-то хранить в условиях переполненных полигонов.