Сегодня практически все крупные компании ретейла, занимающие значимую долю рынка, включают в свои стратегии развития ESG-принципы.
«В основном в фокусе работы крупных торговых сетей четыре направления экологической ответственности: сокращение отходов, развитие общественной культуры рационального потребления (помощь покупателям в сборе и утилизации, например, батареек, пластика или ненужных вещей), сбережение природных ресурсов на корпоративном уровне и волонтерские проекты по озеленению планеты», — отмечает председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев.
Чаще всего продуктовые сети стремятся снизить негативное влияние на экологию за счет минимизации использования пластика и полиэтилена в упаковке, предлагая покупателям более экологичные альтернативы. Например, в Европе некоторые продуктовые сети дают скидку тем покупателям, которые проходят со своей тарой для того, чтобы приобрести товары, продающиеся на развес, а также используют многоразовые сумки-шоперы. А в Чехии на продуктах с многоразовой тарой, например, на пиве в стеклянных бутылках, стоит две цены: за продукт и за тару. Возвращая тару обратно в специальный аппарат магазина, покупатель получает купоны, которые может использовать при оплате следующей покупки.
В России такая практика пока не слишком распространена, однако, по мнению экспертов, если сети начнут в денежном выражении стимулировать покупателей приходить за покупками, например, с многоразовой сумкой, то использование одноразовых пластиковых пакетов может существенно сократиться.
«Покупатель должен четко видеть разницу в цене между продуктом в таре и без тары, а сейчас это неочевидно для многих товаров, — говорит заведующий кафедрой логистики и предпринимательства РЭУ им. Г.В. Плеханова Дмитрий Завьялов. — Для нас нет разницы, положить ли весовые яблоки в одноразовый пакет, который лежит на прилавке, или в свою сумку. А значит, нет и смысла использовать многоразовую тару».
Однако что касается переработки пластика или картона непосредственно самими торговыми сетями, здесь российские компании показывают хорошие результаты. Например, в прошлом году X5 Group (в нее входят магазины «Пятерочка», «Перекресток», «Чижик») передала на переработку более 650 тысяч тонн картона, пластика, пленки и других материалов.
Сеть «Ашан» передала на переработку более 40 тысяч тонн вторсырья, а «Лента» утилизировала более 400 тонн пластика. Супермаркет «Магнит» снизил объем картонных и пластиковых отходов на 810 тонн, перейдя на многоразовые металлические стойки для промоакций.
Заботятся об экологии не только продуктовые ретейлеры. Например, сеть гипермаркетов бытовой техники «М.Видео-Эльдорадо» с 2019 года ведет крупнейший в России проект по сбору и передаче на переработку старой техники. За это время компания передала на переработку более пяти тысяч тонн устаревших бытовых приборов. Кроме того, компания перерабатывает 85 процентов собственных отходов и предлагает покупателям бумажные пакеты вместо пластиковых.
Большинство крупных торговых сетей имеют программы по сбору пластиковых бутылок и крышечек, принимают на утилизацию пластиковые карточки, устанавливают рефил-станции, где покупатели могут набирать бытовую химию в многоразовую тару.
Перспективный тренд в сокращении отходов — передача на благотворительность продуктов с подходящим к концу сроком годности
«Набирают обороты и более узкие направления: например, сети «Перекресток» и Metro принимают на вторичную переработку старые зубные щетки, из которых потом изготавливают скамейки или покрытия для дорог, — рассказывает Игорь Караваев. — Эти проекты не приносят сетям коммерческой выгоды, но имеют долгосрочный положительный эффект для общества, формируя ответственное потребление и снижая засорение планеты. Такая деятельность эффективна, и можно отметить устойчивые тренды в поведении покупателей: продажи пластиковых пакетов в торговых сетях на протяжении последних трех лет устойчиво снижаются на 10-12 процентов ежегодно, многие используют шоперы. Только в X5 Group покупатели в 2022 году приобрели более 4 миллионов многоразовых сумок».
Ретейлеры стимулируют ответственное отношение покупателей к природе, поощряя участие в экологических акциях скидками или бонусами. К примеру, покупатели сети «Детский мир» могут сдать на переработку старую одежду и обувь и за это получить скидку на покупки в магазине.
Еще один перспективный тренд в сокращении отходов — развитие фудшеринга — передачи на благотворительность продуктов с подходящим к концу сроком годности. Пока этот проект в пилотном режиме реализуют компании «Магнит» и X5 Group. Только за последние шесть месяцев они передали нуждающимся более 30 тонн качественных продуктов.
Хорошей возможностью снизить образование пищевых отходов является передача просроченных товаров на производство удобрений, а также на корм несельскохозяйственным животным. Она может стать серьезной поддержкой приютов для животных, питомников, цирков и зоопарков, но для реализации этого механизма необходима законодательная база.
«Розничные сети — это крупные субъекты экономики, которые влияют на общество — поставщиков, подрядчиков и покупателей, формируя правила экологичного ведения бизнеса и образа жизни, — отмечает Игорь Караваев. — Например, «Магнит» вводит «зеленый» стандарт перерабатываемых картонных стоек для поставщиков такой упаковки, что позволит сохранить ресурсы планеты. А X5 Group вместе со Сбером в пилотном режиме предоставляет более выгодные условия факторинга поставщикам, чья деятельность соответствует принципам устойчивого развития».